Уходит в прошлое монополия на систему городского жилищного хозяйства

Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. О справедливости этого афоризма в последние годы пришлось вспоминать москвичам не раз. Сегодня каждому столичному жителю предстоит очередное испытание выбором. Постепенно уходит в прошлое монополия на самое неприкосновенное - систему городского жилищного хозяйства.

Собственники жилья, объединившись в товарищества, могут отныне сами выбирать тех, кто будет следить за здоровьем труб и батарей в их домах, чинить электропроводку и устранять засоры. Свыкнуться с этой мыслью непросто.

Казалось бы, система жэков и ДЭЗов столь же незыблема для горожанина, как "скорая помощь" и пожарная охрана. Да и кого выбирать!? Ведь у каждого из претендентов своя система посулов и сверхвыгодных предложений. Но верить им отучил весь опыт последних лет: каких только обманщиков и мошенников не повидали москвичи за годы рыночных реформ. И тем не менее выбирать придется.

Осознавая значимость момента и бесконечную усталость жителей от новых и новых испытаний временем, к москвичам с подробным объяснением сути реформы и всех видимых и невидимых подводных камней на этом пути обратился мэр столицы Юрий Лужков. Обращение получилось с говорящим названием - "Реформа ЖКХ. Моя квартира в нашем доме". Содержание брошюры раскрывает подзаголовок "О важнейших вопросах жилищного самоуправления москвичей".

"Когда мы сегодня говорим людям о системе преобразований в сфере ЖКХ, то имеем в виду в первую очередь главную цель. А для нас это - устранить совковую систему обслуживания жилья. И второе - сделать каждого человека полноценным и самостоятельным участником реформ, заинтересованным в ее результате и понимающим свою выгоду от нее", - отмечает московский мэр.

Сегодня российское законодательство, вернее, Жилищный кодекс предусматривает три базовых способа управления жилыми домами. Первый, при котором каждый собственник осуществляет это управление самостоятельно, годится в лучшем случае для малоквартирных домов. На практике горожанам чаще всего придется осуществлять выбор в пользу двух других способов управления - управление ТСЖ или управление с помощью специальной эксплуатирующей компании. Для людей, уже не доверяющих никому, как кажется на первый взгляд, спасительный способ - это остаться под крышей родного ДЭЗа. Они сохраняются практически всюду, хотя и несколько видоизменившись. Но теперь это лишь верхушка предложений, которые предоставляет реформа. Практика приведет к реальному и жизнеспособному синтезу различных проектов. Предпочтительным для Москвы является переход к профессиональному управлению жилищной сферой и системой предоставления коммунальных услуг. Однако переход этот должен проходить под контролем объединений собственников жилья. Именно ТСЖ в перспективе сами будут выбирать профессионалов-управленцев, осуществлять контроль за ними и на правах юридических лиц пользоваться финансовой поддержкой города. И все же эффективно развиваться вся эта система сможет лишь в том случае, если будут сделаны решительные шаги в сторону повсеместного создания товариществ, которым будут переводиться бюджетные дотации. Ведь финансовые средства города на эксплуатацию жилья станут передаваться именно собственникам, а не ДЭЗам или управляющим компаниям. Это позволит, по мнению московского мэра, "заработать деньгам и в сфере ЖКХ". "При этом, если управляющая компания не выполнит свои обязанности, жильцы, объединившиеся в товарищества собственников жилья в упрощенном порядке (а при необходимости и с поддержкой правительства Москвы), расторгают этот контракт и решают вопрос о привлечении другой компании. Таким образом, товарищества превратятся в системе ЖКХ в полноценного заказчика, который и формирует сам рынок со своим бюджетом. Причем самостоятельно, без навязывания со стороны местной власти".

Городские власти должны стать лишь своего рода методическим центром для ТСЖ.

Ведь по мере объединения собственников остро встанут вопросы подготовки квалифицированных кадров для работы в правлении и ревизионной комиссии ТСЖ - бухгалтеров, юристов в сфере ЖКХ, финансовых аудиторов. Город должен сформировать и предложить жителям, входящим в органы управления ТСЖ и иных кооперативных форм, доступную систему повышения квалификации по этим направлениям.

Как водится, на бумаге все смотрится красиво. А в жизни? Кто поручится за то, что управленцы не используют ситуацию для очередного, неведомого доселе вида обмана, на которое столь урожайно новейшее время. Так вот, именно город должен взять на себя обязательства по гарантиям для жильцов их новых управленцев. Это и должно в конечном счете обеспечить собственников жилья возможностями реального выбора среди настоящих профессиональных и добросовестных управляющих компаний. В дальнейшем он же обеспечивает условия для развития здоровой и открытой конкуренции в сфере жилищного управления.

Условием здоровой конкуренции в ЖКХ должна стать конкурсная процедура выбора управляющих компаний. Нужно сформировать соответствующую инфраструктуру для тех собственников и ТСЖ, которые заинтересуются проведением конкурса.

Ясно, что для крупных городов и для мелких населенных пунктов нужны различные нормы управляемых площадей, и они должны адаптироваться именно на региональном уровне. В Москве эффективным может быть подход, когда дома одного квартала или концентрированной внутриквартальной территории переданы в управление одной компании.

Придавая импульс реформированию ДЭЗов и уходя от монополизации сферы жилищного управления, не надо следовать и своего рода компанейщине - объявлять ДЭЗы отжившим социальным институтом, провоцируя тем самым их захват мошенниками по рейдерским схемам.

Главное же - понять, что новая система предоставляет москвичам новые возможности более комфортного и достойного существования, того самого нового качества городской жизни, на достижение которого направлены сегодня все усилия городских властей. Стоит отметить, что в ту пору, когда некоторые депутаты Мосгордумы только задумались о существовании проблемы, инициировав обращение к московскому мэру о неотложных мерах по переходу от государственных форм управления многоквартирными домами к управлению собственниками жилья, Юрий Лужков уже публично заявил о своей позиции по этому поводу. Кроме того, крайне своевременный выход в свет его брошюры инициировал важную и актуальную сегодня дискуссию среди столичной общественности. С ее помощью разобраться в тонкостях проводимой реформы смогут не только специалисты, но и рядовые москвичи, далекие от законотворческой сферы. Это позволит уберечь горожан от большинства трудностей при выборе управляющих компаний.

23.04.07

Закрыть

Строительный каталог