Цены на жилье в столицах и некоторых отечественных мегаполисах в последние два-три месяца остановились и даже немного снизились: в Москве и Петербурге — на 0,4%, в Перми — на 0,1%, а в Уфе даже на 0,9%. Речь не только об инвестиционной недвижимости, но и о массовом жилье.
Но потребители все равно не ждут, что положение заметно изменится в их пользу. По данным компании “Башкирова и партнеры”, роста цен ожидают 78% опрошенных, лишь 3,3% надеются на их снижение и 9,1% — на стабилизацию. В городах, где рынок был меньше перегрет инвестиционными покупками, стоимость квадратного метра в марте продолжала расти: от 0,5% в Казани до 6,5% в Нижнем Новгороде. Замедлить рост цен на недвижимость могли бы бюджетные субсидии, снижающие издержки застройщиков. Но схема не работает.
В 2006 г. государство в рамках федеральной целевой программы “Жилище” выделило 5,5 млрд руб. на компенсацию ставок по кредитам, полученным в отечественных банках для обеспечения инфраструктурой земельных участков, предназначенных под жилую застройку. В конкурсе на получение госгарантий победили 20 регионов. По данным Росстроя, освоена лишь седьмая часть средств — 800 млн руб. “Ни одна гарантия не работала. Строители не научились пользоваться кредитно-финансовыми инструментами”, — посетовал на днях на Международном конгрессе по строительству руководитель Росстроя Сергей Круглик.
Почему не сработала схема, успешно действующая в мире? По мнению экспертов и участников рынка, помощь не дошла до строительных компаний из-за забюрократизированной процедуры ее получения. Проекты на конкурс представляют не сами строители, а региональные и муниципальные власти, выделившие землю под будущее жилье.
У такой схемы два минуса. Во-первых, дополнительная ступенька в бюрократической лестнице. Во-вторых, новая коррупционная стоимость, снижающая конкуренцию: участки получают компании, близкие к местным руководителям, но не всегда способные быстро поднять проект.
Проблему можно решить, если бюджетные субсидии на компенсацию кредитных ставок будут выделяться конкурсной комиссией не регионам и муниципалитетам, а строительным компаниям, представившим наиболее выгодные проекты, доказательства добросовестной работы и гарантии финансовой состоятельности, подтвержденные независимыми оценщиками и аудиторами. Должен быть продуман и механизм, который позволит средним и мелким компаниям конкурировать за субсидии с гигантами. На региональные власти может быть возложен контроль за расходованием бюджетных денег и их целевым использованием, но никак не отбор фирм, получающих средства из федеральной казны.
Если механизм субсидирования ставок не будет реформирован, то 12,2 млрд руб., выделенных на него из бюджета в нынешнем году, могут остаться на банковских счетах администраций, так же как и прошлогодние суммы. Неосвоенные суммы в строительстве — это не только финансовые потери, но и заброшенные участки, не возведенные в срок дома и утраченные надежды граждан на обзаведение жильем.