На жилищном фронте без перемен

Благие намерения, как известно, зачастую ведут совсем не туда, куда хотелось бы. Национальный проект "Доступное жилье", был объявлен приоритетной программой в области решения социальных проблем населения в ноябре 2005 года, с тех пор прошло 16 месяцев...

В улучшении жилищных условий нуждаются две трети российских семей. При этом 12,4% в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, остальным требуется помощь. Все понимают, что если всем помочь деньгами, то цены просто подскочат и поглотят всю эту помощь. Нужно наращивать объемы строительства. Общая потребность населения в жилье составляет 1569,8 млн. квадратных метров. Чтобы ее удовлетворить, жилищный фонд необходимо увеличить на 46,1 процента.

История у национального проекта короткая, но насыщенная. В 2004 году Госдума приняла пакет законов по формированию рынка доступного жилья - довольно спорный пакет, требовавший и требующий доработки и введения ряда подзаконных актов. Правительство тоже решило не отставать и приняло собственную Федеральную целевую программу "Жилье" на 2002-2010 годы. Инициатива была поддержана президентом, который в 2005 году объявил о старте национального проекта "Доступное жилье", реализация которого должна привести к удвоению строительства жилья к 2010 году. На эти цели в 2006 году из госказны выделено 33 млрд руб., еще 26 млрд руб. - в качестве государственных гарантий для регионов.

Авторы национального проекта больше всего преуспели в развитии ипотечного кредитование. Увы, в условиях недостатка предложения это привело к огромному скачку цен. Но ипотеку будут развивать и дальше, не дожидаясь, когда раскачаются строители. Планируется увеличение объема выдаваемых ипотечных кредитов до 415 млрд руб. в 2010 г. (20 млрд руб. в 2004 году). Ставку по этому виду кредитов обещают снизить с 15% до 8% (инфляция должна взять под козырек и опуститься еще ниже).

А вот с ростом предложения проблемы остаются. Бурному строительству мешают административные барьеры. Градостроительный кодекс снял ряд ограничений, однако региональные и муниципальные власти не торопятся его выполнять. Остается непрозрачной и схема предоставления земельных участков под застройку. Тем не менее, власти полны решимости добиться позитивных перемен. Основные надежды сегодня связывают с освоением незастроенных территорий вблизи крупных городов, малоэтажным строительством, развитием рынка земли и дальнейшим улучшением условий ипотеки.

13.04.07

Закрыть

Строительный каталог