Московским тротуарам, видимо, суждено быть асфальтовыми. Все работы по замене покрытия на тротуарную плитку, намеченные на текущий 2012 год, отменены. 350 миллионов рублей, которые удалось сэкономить, направлены на благоустройство, в частности, на ремонт дорожного покрытия тротуаров.
Предполагается, что концепции мощения тротуаров в историческом центре столицы, разработанной ГУП «ГлавАПУ», также не судьба быть реализованной. Инициатива замены асфальта плиткой принадлежит Сергею Собянину, мэру Москвы. Причиной принятия решения о замене покрытия тротуаров послужило плохое поведение асфальта, который нагреваясь в жаркую погоду начинает выделять токсичные вещества.
Экологичность плитки не подвергается сомнению. Экологичность проводимых работ по массовой замене тротуаров не рассматривалась.
Изначально планировалось вымостить плиткой 1 миллион 130 тысяч квадратных метров улично-дорожной сети. Потратить на это нужно было 4 миллиарда рублей. Однако общественный резонанс, вызванный то ли суммой затрат, то ли «экологичностью» самих работ, не дал властям завершить задуманное. Начать позволил, а закончить — нет. Может быть, тот факт, что уложенная плитка имеет тенденцию портиться слишком быстро и покрытие уже необходимо ремонтировать, тогда как оно еще не везде уложено, тоже сыграл свою роль.
Тем не менее, амбициозность проекта не дала покоя департаменту ЖКХиБ, и в марте 2012 года на портале государственных закупок появилось 14 заявок на определение подрядчика, который уложит плитку. Запросили 900 миллионов для финансирования работ по мощению тротуаров на на улицах Садово-Спасская, Охотный Ряд и Яузская, на площадях Театральная и Яузских ворот, в проезде Театральный и еще на ряде столичных улиц. Ни по одному из этих адресов работы так и не были начаты.
Как объяснил представитель ведомства, лоты даже не были разыграны, поскольку произошло перераспределение бюджетных средств по влиянием общественного мнения.
Между тем, у ГлавАПУ уже давно готова концепция, в соответствии с которой 71,3 гектара пешеходных зон в центре столицы и вдоль вылетных магистралей должны быть покрыты разноцветной брусчаткой до 2016 года.
Петр Бирюков, заместитель градоначальника, считает, что было бы очень красиво с гранитной брусчаткой, это во-первых, ну а во-вторых, брусчатка служит гораздо дольше. С этим нельзя не согласиться при условии соблюдения технологий во время проведения работ.