Главный московский долгострой перестал таковым быть

Через 15 лет после начала строительства "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной стали появляться первые башни. Корреспондент "Денег" Екатерина Дранкина отправилась удостовериться, что главный московский долгострой действительно перестал таковым быть.

Владимир Арнольдович Рыбак, пенсионер из готовящейся под снос пятиэтажки на Красногвардейском проезде, обитателей возводимого через дорогу "Сити", ломая язык, величает неудобным словом "вавилоняне".

-- А что, похоже,-- утверждает пенсионер.-- Строители там у них сплошь китайцы да турки. На заборе вон написано сверху по-русски, а снизу иероглифы китайские, перевод. А вон по-турецки лопочут парни, они к нам в магазин за колбасой ходят. Арендаторы в первую башню заехали -- сплошь американцы. Зайдешь на территорию -- как за границей побывал. Только ребят, которые Вавилонскую башню строили, рассеяли потом по Земле. А эти вот сами нас рассеивают, аборигенов, так сказать.

Выселяют Владимира Арнольдовича уже скоро. Хрущевки на Красногвардейском проезде будут сносить, чтобы построить удобную транспортную развязку для "Сити". Владимир Арнольдович не в претензии, квартиру обещают побольше и в новом доме, но переезжать как-то боязно. И жить на Красногвардейском стало удобно -- рядом с домом сразу две станции метро открыли для нужд "Сити". "Вавилоняне", правда, услугами своего метро не пользуются, кружат вокруг района в поисках парковочных мест на личных авто -- внутри "Москва-Сити" с парковками пока не очень. Аборигены же последние месяцы перед отъездом наслаждаются простором новеньких подземных вестибюлей и вагонов метро. В одном из вестибюлей для них даже установили многострадальную скульптурную композицию Эрнста Неизвестного "Древо жизни" -- из объемного золоченого основания высовывается бесконечное количество значимых для Отечества лиц. Памятник долго гоняли по Москве, пытались пристроить на Новом Арбате, но там его окрестили "ядерным грибом", после чего куратор "Москва-Сити" Иосиф Орджоникидзе потребовал установить "Древо" в качестве "нового философского ориентира" у основания моста "Багратион". Пенсионер Рыбак к памятнику относится спокойно -- известный все-таки человек делал.

-- Раньше-то здесь и не такие еще грибы росли! Промзона тут была, как сейчас говорят. А потом как начали строить -- Экспоцентр, небоскребы. Только чего небо-то скрести? Во всем мире, говорят, наоборот, люди из больших городов уезжают, офисы строят подальше где-нибудь. А наши вот дозрели вавилоны городить.

Ярмарка тщеславия

Немецкий специалист по российской архитектуре Карл Шлегель утверждает, что по масштабам строительной деятельности и количеству задействованных архитекторов мирового значения сегодняшняя Москва уступает лишь Шанхаю. Большинство архитекторов, о которых идет речь, работают именно на "Москва-Сити". Построивший два десятка самых знаменитых небоскребов Норман Фостер разработал проект башни "Россия"; выставочный и гостиничный комплексы построят по проекту Захи Хадид -- первой женщины-архитектора, награжденной Притцкеровской премией; немцы Швегер и Чобан спроектировали комплекс "Федерация", а эксцентричный голландский архитектор Эрик ван Эгераат создал на бумаге "Город столиц" из двух башен (правда, после начала работ владельцы с ним рассорились и наняли для завершения проекта американское бюро NBBJ).

Вполне законченный и заселенный небоскреб на Краснопресненской набережной сейчас один -- "Башня-2000", сданная еще в 2001 году. Комплекс "Башня на набережной" турецкой компании Enka функционирует лишь отчасти -- два здания в 17 и 27 этажей сданы и заселены, самое большое, 57-этажное, достраивается. В готовых зданиях уже все офисы заняты -- Citibank, Procter & Gamble, IBM, в недостроенном здании уже готовы поселиться KPMG и Regus. Иностранцы мужественно превозмогают сложности работы посреди стройки. Несмотря на упорные сообщения прессы о том, что стройкомплекс на днях по горло насытит Москву офисными площадями, предложения "Сити" проглатываются рынком молниеносно. В комплексе "Федерация" (западная часть высотой 242 м, восточная -- 354 м, шпиль между ними -- 440 м) офисы распродали в течение двух месяцев. Как говорят в компании Mirax, которой принадлежит "Федерация", средняя цена продажи квадратного метра офисных площадей составила $9 тыс. (с учетом того, что 30 этажей выкупил партнер застройщика ВТБ по льготной цене), апартаментов -- $12 тыс.

"Самое высокое здание Европы строим",-- с гордостью говорит прораб, провожающий нас к лифту, на котором нам предстоит отправиться на экскурсию на уже построенный, но еще не остекленный 54-й этаж "Федерации". Подниматься на строительном лифте на одну высоту с хорошо видимым в отдалении шпилем МГУ очень страшно. На 27-м в кабину набивается не менее 20 китайцев, ведут себя тихо, переговариваются шепотом. Прораб начинает доказывать мне преимущества китайских рабочих перед турками и таджиками. "Этаж строят за восемь дней, если нужно,-- расширяя глаза, докладывает мужчина.-- Сутками могут работать, и культурно -- не придерешься". Вид с 54-го этажа открывается сказочный. "Это что! -- смеется прораб.-- У нас еще выше, на 64-м этаже, будет бассейн, тоже самый высокий в мире. Плывет себе человек в бассейне, а под ним -- Москва. Вот это класс".

Амбициозную Mirax Group с самым высоким небоскребом Европы, в котором будут отели Hilton, фитнес-центры, офисы и -- на верхних этажах -- апартаменты, пока что никто не переплюнул. Третий после проектов Enka и Mirax небоскреб, находящийся в финальной стадии строительства, "Северная башня" (владелец -- созданная топ-менеджерами "Северстальтранса" одноименная компания) будет намного ниже -- головной блок будет состоять "всего" из 27 этажей. Вслед за ними по идее должны быть построены две башни "Город столиц" ("Капитал Групп"), имеющие высоту 73 и 62 этажа.

На пятки, однако, наступает старейший участник проекта "Сити", пока, впрочем, ничего не построивший,-- "СТ Девелопмент" Шалвы Чигиринского. Разобравшись со спорным делом вокруг реконструкции гостиницы "Россия" в Китай-городе, Чигиринский намерен взяться за одноименный проект строительства башни "Россия" в "Сити". Говорят, Чигиринский пересмотрел начальный вариант строительства 400-метровой башни после того, как появился проект Mirax, и пригласил архитектора Нормана Фостера, который создал для него проект 600-метровой башни -- самой высокой в мире. В следующем году, однако, в Дубае будет достроен почти 700-метровый небоскреб, а Чигиринский к строительству так еще и не приступил.

На пороге 16-летия

Вне зависимости от того, какие рекорды побьет "Сити" -- европейский или мировой, к концу этого года московские власти заявят о том, что проект состоялся -- как минимум с трех смотровых площадок в небе над Краснопресненской набережной уже можно будет поглядывать на Москву.

В европейских газетах "Москва-Сити" называют не иначе как "путинский футуристический проект" и даже не ленятся копнуть вглубь, утверждая, что проект должен "помочь Путину остаться в истории достойным соперником царя Петра Великого, построившего Санкт-Петербург и распахнувшего Россию навстречу остальному миру" (L`Espresso, Италия, 26 сентября 2006 года). Если же обратиться к реальной, уже 15-летней истории проекта, в нем можно увидеть амбиции самых разных людей -- канадских миллиардеров, водочных магнатов и, главным образом, московских чиновников -- но Петра I и Путина там, нужно признать, никто не встречал.

Побывав на башне "Федерация", мы захотели узнать у ее владельца мнение о том, почему "Сити" был долгостроем так долго и вдруг перестал им быть и не поздно ли Москва стала обзаводиться небоскребами.

-- Небоскребами,-- сказал глава Mirax Group Сергей Полонский,-- обзаводиться никогда не поздно. Да, во всем мире принято выводить технические службы, разработчиков ПО, научные отделы и т. д. за пределы мегаполисов -- в технопарки, например. Но фейс-офисы всех крупных компаний находятся в деловых центрах внутри мегаполисов. Москва же начала реальную стройку лишь в последние три года по двум причинам. Во-первых, московское правительство изначально сделало ошибку, пытаясь двигать проект самостоятельно. Как только оно стало продавать опционы инвесторам, дело пошло. А во-вторых, экономика страны должна была дорасти до "Сити". Грубо говоря, как только мы вступили в G8, дело сразу пошло. Небоскреб ведь нельзя построить в пустыне. Такие здания строятся только в мегаполисах, где цена недвижимости самая высокая в мире. Гонконг, Торонто, Нью-Йорк, Париж, Сидней, Чикаго, Москва. Ну еще с десяток городов.

Полонский уверен, что успех ждет не только "Москва-Сити", но и "Большой Сити". "Сити" -- как камень, брошенный в воду: первая стройка потянет за собой следующую, и так -- до бесконечности.

29.01.07

Закрыть

Строительный каталог