Что ни говори, при сносе ветхих домов интересы их жителей весьма уязвимы. Конфликты вспыхивают то здесь, то там. Все чаще в сводках «боевых действий» упоминается Подмосковье и, в частности, микрорайон Сходня. Ситуацией, которая там сложилась, занимается депутат Московской городской Думы Иван Новицкий. В поисках компромисса
- Иван Юрьевич, какое отношение вы, столичный депутат, имеете к Подмосковью?
- Самое прямое. Участвую в работе объединенной комиссии Московской городской и Московской областной дум по координации законотворческой деятельности. Как член экологической комиссии МГД, занимаюсь проблемами защиты лесопарковой зоны столицы. А это связано и с территорией вокруг нее, то есть с Московской областью. Если подмосковные леса будут вырублены, дышать столице будет нечем. Так что все логично.
- Что же происходит в Сходне? Почему накаляются страсти?
- Сейчас обсуждается генеральный план развития городского округа* Химки до 2020 года. А Сходня уже не самостоятельный городок, это теперь часть Химок, и его жители опасаются, что их проблемы могут остаться незамеченными.
- В чем, собственно, проблемы? Есть что-то общее между ситуацией в Южном Бутове и Сходненским конфликтом?
- Мне бы не хотелось проводить подобную аналогию. У бутовцев земельные участки не были оформлены в собственность. Жители микрорайона Сходня - землевладельцы, собственники участков, отстоявшие свои права в суде. Многие приватизировали дачи 10-12 лет назад, в этих домах можно официально зарегистрироваться.
По новому генеральному плану часть Сходни подпадает под многоэтажную коммерческую застройку. Сейчас на этих территориях - бывший дачный поселок, пятиэтажки, сталинские двухэтажные бараки и большое количество добротных, в основном деревянных и кирпичных домов.
- Жители против нового строительства?
- Они - за разумное развитие микрорайона. Им хочется сохранить зеленую зону, природный ландшафт, малоэтажную застройку. Так что мы сейчас ищем компромиссное решение, которое бы устраивало и население, и администрацию.
- Неужели жители бараков не хотят переселиться в современные квартиры?
- Хотят, конечно. Но ведь уровень жизни у людей разный, и требования разные. Обитатели бараков снос приветствуют. У владельцев частных домов и земельных участков свои интересы. Их волнует, как пройдет магистраль, сколько будет зелени... Это не праздные вопросы. «Баланс» зеленых насаждений и асфальта должен быть соблюден в рамках нормативов. Недаром зонирование территории - деление ее по функциональным признакам (на жилую зону, зону отдыха и т.д.) - фиксируется в Генплане.
Меньше знаешь - хуже спишь- Конфликты зачастую возникают из-за отсутствия информации. Как власти должны информировать жителей о предстоящих переменах?
- Генплан развития столицы принимается в Мосгордуме как закон столицы. Но Москва - субъект Федерации. Если мы говорим о городском поселении в пределах субъекта Федерации, то органы местного самоуправления, прежде чем принимать решение, должны проинформировать жителей об изменениях, которые произойдут в их районе.
В Градостроительном кодексе РФ существует статья 28 о публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений и городских округов. В ней говорится о том, что такие слушания должны проводиться в обязательном порядке.
Органы местного самоуправления городского округа должны также организовать выставки демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний имеют право выступить с предложениями, касающимися проекта генерального плана. А заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в СМИ и размещено на официальном сайте городского округа.
Одним словом, люди должны заранее знать, какие дома в их районе идут под снос, что на этом месте будет построено.
- Спорят и судятся из-за сумм возмещения. Как правило, собственники хотят большего...
- Точки над i может поставить только независимая оценка. Пока об изъятии и, соответственно, о какой-либо компенсации (рыночной или нерыночной) жителям Сходни никто не объявлял. Говорить о ее размерах преждевременно. Гражданский и Земельный кодексы предусматривают определенный порядок изъятия и компенсации, но будет ли он соблюден, утверждать не берусь. Хочу лишь заметить, что условия справедливой и объективной компенсации соблюсти сейчас весьма трудно. Земельный рынок (рынок справедливой оценки земли) пока не сформирован, судебная практика не дает четких ответов на массу вопросов. А оценка, даже независимая, по моему убеждению, не сможет компенсировать жителям те потери, которые они понесут, принудительно переселяясь из собственного дома с садом и огородом в квартиру-новостройку.
Высшая мера - выговор...- Вас недавно приглашали на Рублевку. Миллионеров-то чем обидели?
- На земле Барвихинского сельского округа было запланировано строительство коттеджного поселка. Но к полю, где оно предполагалось, не было дороги. И проложили ее через подушкинский лесопарк. Но дорогу-то (по бумагам) делали как противопожарную, а использовать стали для подвоза строительных материалов. Понятно, что против проезда большегрузных машин через населенный пункт Подушкино начали возражать его жители. А чтобы провести нормальную дорогу, нужно было пройти немало согласований. Тем более что земли там непростые - это и культурное наследие, и исторические памятники...
- А компании, получается, не спешат согласовывать проекты?
- Да, строительство порой начинают без всяких согласований, а потом уже в процессе работ оформляют бумаги. Необходимо, чтобы у компании-застройщика к началу строительства была вся разрешительная документация. А на деле компания, получив участок на вполне законных основаниях, спешит начать на нем строительство.
- Госдума приняла поправки в Градостроительный кодекс, которые отменяют экологическую экспертизу. Как вы относитесь к такому решению?
- Считаю, что экологическую экспертизу отменили преждевременно, поскольку она создает серьезный барьер решениям, которые противоречат интересам охраны окружающей среды. Эта экспертиза помогала соблюсти определенные нормативы и предотвратить всевозможные перекосы не только по району, но и по городу в целом. Поэтому практика всех экспертиз должна сохраняться.
- Бывает так, что у фирмы есть все разрешения, а строение затем вдруг признают незаконным. Как это может быть?
- Здесь нужно выяснять, имел или не имел право чиновник подписывать документ. Например, даже глава округа не всегда компетентен ставить свою подпись на ту или иную бумагу. Но он ее нередко ставит. Понятно, в каких случаях это бывает... А фирма, оплатив все сполна, попадает затем в неприятные ситуации. Чиновник же отделывается выговором.
Земля и все, все, все- Вероятно, здесь должна помочь система «одного окна»: берешь участок под застройку, оплачиваешь, получаешь увесистую папку документов и спокойно строишь. Как на Западе.
- В Москве такое тоже есть. Когда участок выносится на аукцион, то вся документация по нему уже подготовлена. Это только в том случае, если участок свободный. Но свободных мест, к сожалению, в столице все меньше и меньше. Когда же сносится старое здание, где много собственников, то у застройщика возникают сложности.
Надеюсь, и у нас в перспективе станет как на Западе: на любой участок будет готова документация. И тогда, действительно, застройщику не придется месяцами бегать по инстанциям, выпрашивая или «покупая» каждую нужную подпись.
- И последний вопрос. Ясно, что решение проблем с согласованиями, взятками и «откатами» - дело не одного дня. Но не окажутся ли эти проблемы тормозом для выполнения программы доступного жилья? Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы быстрее разрубить этот узел?
- Обеспечить выполнение закона, принять четкие и ясные решения, касающиеся оформления прав граждан на земельные участки. А затем в цивилизованном диалоге властей и застройщиков с жителями - собственниками земли и строений - вырабатывать согласованные и обоснованные решения по дальнейшему развитию территории. В том числе по изъятию земель для жилищного строительства в рамках национального проекта.