Московские чиновники опасаются, что скоро ездить в городе станет вообще невозможно: домов строится все больше и больше, а нормальных дорог и парковочных мест и так не хватает. Чтобы Москва не превратилась в одну гигантскую пробку, власти готовы ограничить строительство жилья.
28 декабря мэр Москвы подписал распоряжение № 2796, утвердив перечень объектов, которые будут построены в 2009-2010 гг. Согласно документу в 2009 г. город обеспечит инфраструктурой и построит 1,98 млн кв. м жилья, а в 2010 г. — 2,34 млн кв. м. Между тем по инвестконтрактам в Москве строится на порядок больше домов: в 2007 г. запланировано 15,668 млн кв. м, в 2008 г. — 16,125 млн кв. м, в 2009 г. — 14,102 млн кв. м (данные управления формирования градостроительных программ Москвы). Чиновники стройкомплекса еще осенью предупреждали, что на такое количество квадратных метров не хватит ни тепла, ни света. Дорог тоже не хватит.
“При заключении большинства инвестконтрактов вопросы транспортной доступности не обсуждались, — говорит начальник управления формирования градостроительных программ Алексей Шепель. — В 2009-2010 гг. город обеспечит инфраструктуру указанных в распоряжении объектов. Но только в 2009 г. предполагается построить более 14 млн кв. м, из них 9 млн кв. м жилья. Через пару лет город начнет задыхаться в еще большей пробке, чем сейчас”. “Все распорядительные документы выпускаются со схемами организации движения транспорта и рекомендациями, как их реализовать. Другое дело, что рекомендации не всегда выполняются”, — признает сотрудник НИИ генплана, занимающийся проектированием дорог.
Дорог в Москве уже сейчас не хватает: к началу 2006 г. протяженность уличной сети составляла 4699 км (79,6% предусмотренной генпланом), а магистральных дорог — 1320 км (69,5%). В департаменте транспорта и связи считают, что городу не хватает как минимум 350 км магистральной сети. А Москва может строить лишь около 18 км дорог в год (в 2006 г. вышло порядка 22 км). “В прошлом году город потратил на дорожное строительство около 40 млрд руб. Для решения транспортной проблемы нужно в два раза больше, но бюджет не может себе этого позволить”, — объясняет депутат Мосгордумы Иван Новицкий. По данным департамента экономической политики, в 2007 г. на дороги выделено 50,7 млрд руб. из московского бюджета и 11 млрд руб. — из федерального.
Не лучше ситуация с парковками. “Если учитывать, что на 50 кв. м возводимой недвижимости необходимо одно машино-место, под запланированные объемы ежегодно надо строить до 300 000 машино-мест и соответственно этому дорог”, — считает Шепель. Между тем в 2007 г. в Москве планируется ввести в эксплуатацию всего 134 400 машино-мест, сообщал ранее первый замруководителя департамента градостроительной политики Константин Королевский. По данным мэрии, к 2007 г. Москва будет обеспечена парковками на 47%.
А число автомобилей, которых уже сейчас около 3,5 млн, продолжает расти — примерно на 150 000 в год. “Если срочно не будет найдено решение, как обеспечить все строительство дорогами, гаражами и другой инфраструктурой, то придется вводить мораторий на строительство, прежде всего жилья”, — обещает Шепель. Получить комментарии Королевского не удалось.
Выдача разрешений на строительство находится в ведении субъектов Федерации, поэтому Москве, чтобы ограничить застройку, даже не нужно принимать специальных нормативных актов, говорит адвокат коллегии “Князев и партнеры” Дмитрий Черепков. Замгендиректора строительной компании “Трест 1991” Татьяна Пальчикова тоже считает, что ничего невероятного тут нет: “Строительство в городе регулируется постановлением правительства Москвы, где указываются в том числе и сроки реализации объекта”.
“Необходимо комплексное решение — строительство автомагистралей, ограничение въезда, более разумный просчет строительства и привлечение к дорожному строительству инвесторов”, — считает Новицкий. Директор по планированию и развитию ГипродорНИИ Александр Болталин с ним согласен: “Мероприятия должны носить комплексный характер”.