Александр Самойлов, Директор правового департамента Ассоциации Строителей России (АСР): "Мне, как юристу, сложно оценивать экономический результат. В целом, оцениваю национальный проект "Доступное и комфортное жилье" положительно. Могу сказать только, что в рамках саморегулирования более эффективно решаются и управленческие вопросы. Можно ожидать, и реализация национального проекта будет более эффективной. По официальным данным - 95%, по нашим данным - 98% строительных компаний принадлежат частному капиталу. Национальный проект задает государство, а реализует его частный бизнес. Иной реализации национального проекта нет".
Александр Хинштейн, депутат Государственной Думы ФС РФ ("Единая Россия"): "На сегодняшний день национальный проект "Доступное и комфортное жилье" оцениваю без восторга, национальный проект в должной мере не реализуется. Пока идет профанация, может, в следующем году что-то изменится. Опыт показывает, что те регионы, где губернаторы готовили региональные программы, соотносящиеся с федеральными, проект начал двигаться. Там, где просто собирают деньги из федерального бюджета - все стоит на месте. Итог национального проекта заключается в том, чтобы жилье для людей перестало быть недосягаемой вершиной, но пока мы наблюдаем рост цен и снижение темпов развития строительства".
Михаил Москвин-Тарханов, депутат Мосгордумы ("Единая Россия"): "Итогов пока еще никаких нет. Проект только начат, в нем ясно просматривается опережающее развитие экономических факторов: ипотеки, залогов, привлечения банковских кредитов по отношению к реальной части проекта. То есть к выделению земельных участков, строительству инженерных коммуникаций, организации строительной индустрии, строительных механизмов, рабочих, а также градостроительной документации, которая создается на базе технических средств, регламентов, СНИПов. Возможность привлечения финансовых ресурсов уже достаточно развита, а наращивание строительных мощностей пока заметно в отдельных регионах. Увеличивается платежеспособный спрос, а предложение отстает. Еще не видно массовости жилья, а слово "доступность" уже вызывает усмешку. Помимо рыночных механизмов нужно создавать и нерыночные, это позволит защитить очередников и предоставить гражданам жилье. Рыночные цены некоторое время будут парадоксальны".
Мартин Шаккум, Председатель Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям: "Мне кажется, еще рано давать какие-то оценки. Проект только начался, ещё не действуют ни механизмы, ни методы, которые должны применяться, не все законы вступили в силу. Поэтому оценивать сегодня нацпроект - слишком рано. Для того чтобы заработали меры, нужно время, хотя бы 2-3 года. Кроме того, сегодня в страну хлынул приток нефтедолларов, которые существенно подняли цену на рынке. Этот фактор тоже нельзя не учитывать".
Никита Белых, Председатель Федерального политсовета партии СПС: "Я считаю, что прошло мало времени, чтобы говорить об итогах. Также его нельзя назвать особо эффективным. Где-то это делается лучше, где-то хуже. Но в целом уровень реализации этого проекта остается невысоким, поскольку в конечном итоге мы не имеем новые строительные технологии, обеспечивающие более низкую себестоимость строительства, и новые процедуры, связанные с выделением площадок, без которых проект не может быть реализован. Это административная проблема".
Геннадий Стерник, Главный аналитик Российской гильдии риэлторов: "Итоги будем подводить через 5-7 лет, не раньше. Цели, которые были назначены на эти сроки, недостижимы. И это сразу было понятно экспертам. Я в 2003 году участвовал в работе группы Шувалова по разработке пакета из 28 законов. Я и другие эксперты выступали и говорили, что с помощью этих законов можно очень быстро стимулировать спрос, но очень медленно и сложно будет стимулировать предложение, то есть строительство. И это приведет к неоправданному росту цен и прочему. Так и случилось. Сейчас нацпроект уже окончательно утвержден. Думаю, что по нему, конечно, отчитаются, но в реальности еще будет масса подводных камней".
"Самое главное, - отметил эксперт, - что на тот момент, когда нацпроект разрабатывали, государству не хватало системной информации о состоянии рынка недвижимости. Руководство не владело этой информацией. Сейчас владеет".
"Я не согласен с теми, кто говорит, что проект буксует, потому что он отстаёт по времени. За 2006 произошли революционные изменения в сознании руководства, в их понимании ситуации. Вспомните выступление Дмитрия Медведева зимой и сегодня: какая огромная разница! Тогда он каждую неделю обнаруживал препятствия нацпроекту: то коррупция, то земли не дают, то цемента нет, то еще чего. Каждый раз казалось, что вот это преодолеем, потом всё пойдет замечательно. Сегодня ситуация изменилась, они стали специалистами в этой области. Теперь, когда я слышу выступления Дмитрия Анатольевича, я понимаю, что он говорит на уровне продвинутого эксперта. Поэтому действительно не жалко потраченного времени на обучение руководства, потому что если руководство владеет проблемой, то оно и находит пути решения. Хотя сегодня в России нет единой системы сбора и анализа информации о рынке, государство потеряло это систему. В советское время она была, но тогда мы имели не рынок, а систему строительства и распределения жилья. Концепция создания такой системы была разработана по заказу Госстроя еще в 2001-2002 году, но ее финансирование до сих пор так и не открыли, хотя сейчас под нацпроект очень надо бы иметь эту систему. Ведь без информации нет управления", - подчеркнул Стерник.