Все претензии - к главе местного самоуправления

Винить федерального министра в провале реформы ЖКХ сегодня равноценно тому, что спрашивать с председателя колхоза, почему крот погрыз картошку на моем личном огороде. В соответствии с законом о местном самоуправлении М 131-ФЗ с 1 января 2006 года все полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства переданы на уровень поселений. А в дела "маленьких, но гордых" муниципальных образований, число которых, кстати, достигло 22 тысяч, не вправе вмешиваться ни губернатор, ни министр, ни даже сам президент.

Под упорный рост тарифов

Рухнул ветхий дом? Энергетики отключили свет и тепло за долги? Нет воды в кране? Все претензии - к главе местного самоуправления. Не справляется - есть прокуратура, есть суд, есть процедура отзыва избранных руководителей городов, районов, деревень. Нет одного - административного рычага воздействия на нерадивых мэров, поскольку вертикаль государственной власти обрывается на уровне субъекта Федерации. Вот почему разнос, которому подвергся глава Минрегиона Владимир Яковлев на одном из последних заседаний правительства, преследовал, скорее, психологическую цель: показать обществу, что правительство не дремлет и у него за народ душа болит.

Момент для правительственной "выволочки" был выбран не случайно: во-первых, пришла зима, а с ней и неизбежные аварии на изношенных до дыр коммунальных сетях. Во-вторых, именно в эти дни муниципальные власти утверждают новые тарифы на услуги ЖКХ на 2007 год, а значит, готовится очередной удар по кошелькам граждан. И хотя федеральный закон N 184-ФЗ устанавливает предельный рост тарифов в ЖКХ (не более чем на 15-20 процентов в год в зависимости от региона), это все равно чувствительно, а главное -обидно для населения. Тарифы растут с тупым упорством, а качество услуг ухудшается.

Похоже, пора взглянуть правде в глаза: концепция коммунальной реформы, утвержденная еще указом президента Б. Ельцина в апреле 1997 года, а затем получившая развитие в законодательных и нормативных актах (в том числе в новом Жилищном кодексе, в программе "Жилище" до 2010 года), себя не оправдала.

Возьмем, к примеру, переход к пресловутой стопроцентной оплате услуг ЖКХ. Нам говорили, что все беды жилкомхоза - от того, что население сильно недоплачивает за предоставленные ему блага цивилизации. Действительно, в советское время платежи граждан компенсировали лишь 2-3 процента фактических затрат ЖКХ, что породило известную шутку: "СССР - родина бесплатного жилья и бесплатного электричества". Сегодня переход к 100-процентной оплате теоретически завершен (таков федеральный стандарт, утвержденный правительством на 2006 год). Региональные стандарты близки к федеральному (95, 5 процента), большинство муниципальных образований также подтягиваются к этому рубежу. По данным Росстроя, в среднем по стране уровень платежей граждан составляет около 90 процентов от экономически обоснованных тарифов, или порядка 752, 2 рубля с человека. При этом более 93 процентов граждан аккуратно и добросовестно платят за жилье. То есть в целом население свои обязательства перед ЖКХ выполняет.

И хоть что-нибудь изменилось к лучшему? Увы. Финансовое состояние отрасли в 2006 году только ухудшилось: объем недофинансирования ЖКХ сегодня составляет около 2, 1 миллиарда рублей в месяц, дебиторская задолженность (в основном это долги бюджетных потребителей) возросла на 28 миллиардов рублей и составила 305, 4 миллиарда рублей. А сам жилкомхоз находится в безнадежном и, судя по всему, неоплатном долгу перед естественными монополиями (303, 4 миллиарда рублей). Более 58 процентов предприятий и организаций ЖКХ убыточны. В этих условиях наши с вами стопроцентные платежи для коммунальщиков -как прожиточный минимум для бедняка: и умереть нельзя, и жить невозможно.

Вывод напрашивается сам: прежде чем взваливать тяготы по содержанию ЖКХ на хлипкие плечи муниципалитетов, а через них - на население, государство обязано было "очистить" отрасль от долгов и вообще навести в ней порядок. Однако закон о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ до сих пор не принят, долги не реструктурированы, в общем, порядка как не было, так и нет. Предложение Владимира Яковлева о списании части 70-миллиардной задолженности населения за услуги ЖКХ вряд ли стоит воспринимать всерьез: и деньги не те, и сама идея вызывает недоумение. Если злостных должников "прощать", то за какие грехи страдают миллионы добросовестных граждан, которые досыта не поедят, но за жилье заплатят?

По оценке экспертов Института социальной политики Академии труда и социальных отношений, нынешняя потребность жилкомхоза в финансовых ресурсах превышает 2 триллиона рублей. "Ни у граждан, ни у муниципалитетов, ни у частного бизнеса таких денег нет, - говорит заместитель директора института, экономист Сергей Уланов. - Такие деньги есть только у государства".

Глава Росстроя Сергей Круглик, выступая в октябре в Госдуме на правительственном часе по вопросам подготовки к зиме, заявил: "Очевидно, что в ближайшее время в большинстве субъектов Российской Федерации жилищно-коммунальный комплекс не сможет развиваться без помощи федерального центра, о чем Росстрой неоднократно ставил вопрос на всех уровнях".

Но воз, точнее, жилкомхоз, и ныне там... Прямые бюджетные вливания в жилищно-коммунальную сферу правительство считает пройденным этапом, а стопроцентная оплата как способ спасения ЖКХ оказалась иллюзией. Хотя и дорого обошлась (и обходится) населению.

Жилец жильцу не товарищ

Не оправдала надежд (по крайней мере пока) и другая любимая идея коммунальных реформаторов жилищное самоуправление граждан. Мыслилось, что собственники жилья, объединенные в товарищества (ТСЖ), будут сами на конкурсной основе выбирать обслуживающие организации. На смену муниципальным ЖЭКам с их вечно пьяными слесарями-сантехниками, мусорщиками и дворниками придут современные частные фирмы. Качество жилищных услуг резко возрастет, а их объем и стоимость станут диктовать сами жильцы. Хотите коврики и цветочки в подъездах? Пожалуйста. Хотите, чтобы лестницы вам мыли с шампунем? И это не проблема. Был бы спрос - будет и предложение. При этом ТСЖ (или подобные им объединения жильцов) смогут зарабатывать дополнительные средства на содержание своего дома за счет сдачи в аренду нежилых помещений, придомовой территории, размещения рекламы на фасаде.

Первые ТСЖ появились в России еще в 1996 году, когда приватизация жилья только набирала обороты. Сегодня доля жилья, находящегося в собственности граждан, достигла 77 процентов. А товарищества собственников жилья и родственные им жилищно-строительные и жилищные кооперативы созданы только в 5, 9 процента многоквартирных домов.

Почему граждане упорно игнорируют возможности самоуправления, которые дает им реформа? Версий много. Так, одна из идеологов ТСЖ, эксперт Института экономики города Татьяна Лыкова считает, что причина, во-первых, в изначально ошибочной схеме приватизации жилья, в результате чего в одном доме стали соседствовать собственники и наниматели (а у них интересы разные). Во-вторых, в пассивности, а то и сопротивлении местных властей, которым невыгодно пускать частников в муниципальный коммунальный "огород".

Министр Владимир Яковлев указывает еще одну серьезную причину: люди боятся, что на них свалятся дополнительные расходы, связанные с оформлением ТСЖ, с налогами (ведь товарищество - хозяйствующий субъект), а главное - неподъемные затраты на будущий капитальный ремонт. В последние 15 лет государство финансировало капремонт где-то на уровне 4-5 процентов от потребности, в результате чего многие здания не ремонтировались десятилетиями. Теперь же ответственность за состояние домов ложится на собственников. И новоиспеченные ТСЖ могут просто не успеть накопить денег на капремонт до момента, когда дом окончательно выйдет из строя. По мнению Яковлева, сегодня нужен компромисс: финансовая поддержка капремонта в ТСЖ со стороны региональных и местных бюджетов, возможно, на условиях софинансирования из федерального бюджета. Со своей стороны, Госдума готовит поправки в ЖК, в соответствии с которыми государство обязано будет компенсировать собственникам жилья стоимость непроизведенного ремонта.

Но вряд ли такое решение - если оно состоится - серьезно повлияет на темпы создания ТСЖ. Если за 10 лет эта форма существования многоквартирного дома в рыночных условиях не стала преобладающей, значит, граждане просто не готовы брать власть в свои руки. Не важно, по какой причине. Тем не менее новый Жилищный кодекс прямо обязывает собственников жилья объединяться, нанимать управдомов, создавать ТСЖ. Если до 1 января 2007 года они не проведут собрания, не выберут управляющую компанию и не заключат договор с обслуживающими организациями, то за них это сделает муниципалитет - но только на один год. Если же и в течение 2007 года инициатива граждан не проснется, то с 2008 года их дом вообще никто не будет обслуживать. Вот когда начнут тонуть в грязи и мусоре - быстренько созреют до самоуправления...

Где тонко - туда денег не дадут

Ну и, наконец, вечная тема -дырявые трубы. Концепция реформы ЖКХ предполагала, что благодаря привлечению частных инвестиций наша чудовищно затратная и неэффективная "коммуналка" превратится в современную, процветающую отрасль экономики. Но частный капитал идет в эту сферу неохотно - риски высоки, прибыли невелики, возврат вложенных средств растягивается на десятилетия, тогда как сроки инвестиционных договоров ограничиваются периодом полномочий местных глав. По данным Минрегиона, сегодня доля предприятий смешанной и частной формы собственности в сфере теплоснабжения составляет 57 процентов, водоснабжения - 41 процент. Вроде немало, но "погоду в доме" они не делают. По данным Росстроя, разрушение основных фондов ЖКХ нарастает: котельные изношены на 55 процентов, водопроводные сети - на 65, теплотрассы - на 63 процента.

Спасением для муниципалитетов (а ЖКХ, напомним, теперь их головная боль) могла бы стать Федеральная целевая программа "Жилище", где есть соответствующая подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". В 2006 году на ее реализацию федеральный бюджет выделяет более 4, 7 миллиарда рублей, а до 2010 года - свыше 27, 4 миллиарда. Еще 21, 2 миллиарда рублей должны добавить регионы и муниципалитеты и около 48 миллиардов рублей - частные инвесторы. Государственная помощь на модернизацию ЖКХ будет выделяться тем муниципальным образованиям, которые не только смогут обеспечить софинансирование (то есть вложить свои или частные деньги), но и представят современные, эффективные проекты модернизации объектов ЖКХ. Вкладывать деньги в латание дырявых труб, в реанимацию разрухи федеральный центр больше не будет.

Между тем не муниципалитеты "добили" коммуналку. Она такой им досталась, когда в середине 90-х годов в стране шла тотальная передача ведомственного жилья и коммунальных объектов на баланс местных властей. Государство обязалось компенсировать городам и районам затраты на приведение всего этого порядком изношенного имущества в божеский вид. Но, как водится, потом о своих обязательствах (а это порядка 100 миллиардов рублей) благополучно забыло. Где справедливость? "Мы считаем, что, передав изношенное коммунальное хозяйство муниципалитетам, государство должно нести финансовую ответственность за приведение отрасли в нормативное состояние. И только после этого можно переводить финансирование ЖКХ на межбюджетные отношения, а за федеральным центром оставить вопросы модернизации, строительства, реконструкции наиболее крупных объектов федерального и межрегионального значения", - такое мнение высказал заместитель руководителя Росстроя Юрий Тыртышов.

Увы. Такой подход в правительстве не принимают. Легче обвинить министерство в плохой работе, чем признать, что государство слишком рано ушло из коммунальной сферы. Ушло, не выполнив своих обязательств перед гражданами, перед муниципалитетами, перед предприятиями и организациями ЖКХ.

Острословы шутят: "Как расшифровывается ЖКХ? Живите, Как Хотите". Пожалуй, это и есть сокровенный смысл всей нашей мучительной и бесконечной реформы ЖКХ.

11.01.07

Закрыть

Строительный каталог