Преемник Путина и Доступное жилье

Новый год - время подведения итогов. Чиновники заявляют о первых успехах нацпроекта "Доступное жилье". Новый Градостроительный кодекс, борьба с проблемами обманутых дольщиков, увеличение строительства и ввода в эксплуатацию жилья, увеличение объема финансирования на последующие годы, развитие ипотеки...

За планами на будущие отчетные периоды ускользает важный политический момент - преемственность власти, а стало быть, и курса реализации приоритетных нацпроектов. И дело здесь не в той или иной фамилии потенциального преемника - будет он Иванов или Петров - а в общих целях и методах их достижения. Как показал новый проект Правительства Москвы по доступному жилью, цели могут быть одинаковыми, но методы совсем разными.

В России, стране, в которой в силу ментальности аренда жилья воспринимается, как явление сугубо временное, такой проект, как "Доступное и комфортное жилье", воспринимался, как что-то крайне важное, но и крайне неподъемное одновременно. С политической точки зрения он может или напрочь "убить" электоральные симпатии граждан к заявленной фигуре или же, напротив, их существенно преумножить. Однако объективные и адекватные оценки потенциальных избирателей следует ожидать лишь в случае обладания ими полной картиной происходящих процессов, то есть в условиях их информированности.

Эксперты недоумевают: как можно сегодня подводить какие-то промежуточные итоги? Итоги будем подводить лет через 5-7. Подобные мнения совершенно справедливы с экономической точки зрения, но никак не с политической. Подтверждением тому служат нарастающие попытки новоиспеченных политических сил, что называется, "приобщиться к теме". В преддверии череды выборов и рассуждений о преемственности власти подводить промежуточные итоги нацпроектов Владимира Путина и его соратников придется еще не раз. И здесь любое прежнее замалчивание окажет только отрицательный эффект.

Согласно данным ВЦИОМ, опубликованным в журнале "Национальные проекты" (январь 2007 года), на начало реализации нацпроектов ситуация в охваченных ими сферах россиянами оценивалась скорее негативно. Жилищная сфера получала наиболее низкую оценку россиян. Уровень информированности граждан можно охарактеризовать, как "поверхностный". Более того, с начала прошедшего года он не претерпел каких-либо существенных изменений. Самый низкий уровень осведомленности россиян о целях и задачах реализуемых нацпроектов фиксируется в отношении проектов "Доступное жилье" и "Сельское хозяйство". Доля тех, кому они не понятны в той или иной степени спустя восемь месяцев с начала их реализации, превышает треть опрошенных (по 35% соответственно). Доля тех, кто оценивает первые результаты реализации нацпроектов как в той или иной степени успешные, заметно уступает числу россиян, придерживающихся отрицательных оценок. Большой разрыв между положительными и отрицательными оценками наблюдается в отношении нацпроекта "Доступное жилье" - 12% и 47% соответственно.

Обращает на себя внимание другое - значительная часть опрошенных россиян (от 39% до 44%), согласно все тем же данным ВЦИОМ, затруднились дать оценку успешности реализации приоритетных национальных проектов. "Безусловно, не в последнюю очередь это связано с низким уровнем информированности населения как о самих нацпроектах, так и о достигнутых результатах в ходе их реализации", - отмечает руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова.

Таким образом, помимо проблемы дольщиков, мошенничества на местах, нехватки строительных материалов и кадров, мы вступаем в Новый год с проблемой неосведомленности россиян, для которых, собственно, все эти проблемы и пытаются решить. С ней (проблемой) взаимосвязана и другая трудность - отсутствие полноценного диалога между экспертным сообществом, властью и бизнесом. Все это порождает непонимание и снижение интереса как граждан, так и медийного сообщества в массе своей. Об этом заявляют и эксперты - освещать рутину многим кажется скучным. В связи с этим вместо аргументированного обсуждения текущих проблем и задач нацпроекта "Доступное жилье", мы нередко видим акцентирование внимания на популистских, ничего не значащих процессах.

Вместе с тем, не стоит забывать, что любой информационный вакуум рано или поздно заполняется. Достаточно, например, обратиться к западной прессе. Лишь некоторые заголовки по нацпроекту - "Между популизмом и беспомощностью"; "Русская рулетка: недвижимость в Москве"; "Опасный бум на московском рынке недвижимости"... Например, The Times пишет: "Прежде чем приобрести жилье, вы должны навести справки не только о том, кто является его владельцем, но также о том, кто зарегистрирован на этой жилплощади, так как каждый из зарегистрированных должен дать согласие на продажу. В некоторых случаях целые дома в центре города в принудительном порядке выкупаются муниципальными властями, причем владельцы квартир получают недостаточную компенсацию. Еще большая тщательность требуется при покупке строящегося жилья: вам, вероятно, придется выложить сразу 100%, а когда строитель исчезнет, вы не получите практически никакой компенсации. Иногда, вероятно, вы получаете при этом только чрезмерное воодушевление...".

С чем входит в Новый год приоритетный нацпроект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"? С новыми количественными и качественными задачами, с увеличением финансирования, со старыми проблемами, но более продуманно и осознанно. С чем входит в Новый год агентство ИА DAILYSTROY? С пониманием всей ответственности и важности информационного освещения реализации ключевого проекта для нашей страны. В будущем году агентство намерено усиливать свое присутствие в субъектах РФ, расширяя диалог между обществом, властью и бизнесом. В ближайшее время агентство намерено составить паспорта регионов России, которые позволят им (регионам) быть более открытыми для инвестиций со стороны бизнеса, а также продемонстрируют, как власть готова помогать в реализации проектов. Ведь только осознав весь масштаб ответственности за страну и ее богатства, возможно добиться информационной открытости, преемственности и успешной реализации поставленных тяжелых задач.

...Уже сегодня, отвечая на вопрос о перспективных регионах для развития, многие представители профильного бизнеса сходу заявляют - все, везде есть, что делать интересного, и везде много перспектив. Значит, направление правильное.

27.12.06

Закрыть

Строительный каталог