Без социального строительства решить жилищную проблему не удастся

Ситуацию с обеспечением жильем военнослужащих комментирует Александр Ященко, советник аппарата Комитета по обороне ГД РФ.

- Александр Савельевич, отразится ли принятие нового национального проекта "доступное жилье" на решении проблемы обеспечения жильем военнослужащих?

- Не думаю, что принятие программы "доступное жилье" может резко изменить ситуацию. Нужно понимать, что и национальный проект "доступное жилье", и Жилищный Кодекс, и Федеральный Закон "О доступном жилье" , лишь создают правовую базу для решения задачи. Все эти документы имеют системное значение. Они призваны решать задачу обеспечения доступным жильем всех граждан Российской Федерации. Принимая новую государственную программу, названную национальным проектом, государство не ставит перед собой задачи решить одну из проблем армии, оно не намерено создавать какие-то преференции для военнослужащих. Но в рамках этого проекта, военнослужащий, как и любой другой гражданин Российской Федерации, получает дополнительную возможность реализовать свое право на приобретение жилья, используя, в том числе и механизмы этой программы.

Другое дело, что военнослужащие, проходящие государственную военную службу, подпадают под закон "О статусе военнослужащих", предусматривающего специальные меры социальной защиты, в том числе и в жилищной сфере, которые позволят им иметь некоторые льготы и преференции по сравнению с другими гражданами. По замыслу, это должно было стать одним из стимулов привлечения граждан на военную службу. В частности, военнослужащие, которые приходят на военную службу после 1 января 2005 года, все, кто заключает контракт, будут обеспечиваться жильем, с помощью накопительной системы ипотечного кредитования, призванной решить проблему обеспечения военнослужащих доступным жильем. Ежегодно на накопительный счет каждого военнослужащего будут зачисляться денежные средства из федерального бюджета. В 2005-м году эта сумма равнялась 37 тыс. рублей. На текущий 2006-й, год эта сумма составляет порядка 42 тыс. За годы службы эти деньги будут накапливаться, и через какое-то время человек сможет воспользоваться ими для приобретения жилья, взять в виде займа. Кроме того, государство может выступить гарантом при получении военнослужащим ипотечного кредита в каком-то частном банке, все за счет этих же отчислений.

Предполагается, что до тех пор, пока человек не выйдет в отставку, эти средства будут поступать на счет и к концу службы военнослужащий либо будет иметь жилье, и погасит этот кредит, либо накопит сумму, которая позволит ему приобрести жилье, достойное для проживания.

Установлено только одно ограничение: прослужить нужно больше 20 лет, либо, если и уволиться, прослужив больше 10 лет, то по основаниям, дающим право на получение таких средств. Сюда относятся: увольнение по достижению предельного возраста нахождения на военной службе, по состоянию здоровья, по оргштатным мероприятиям.

Здесь накопительная ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих и национальный проект пересекутся. Снижая планку стоимости жилья и предоставляя денежные средства, государство создает механизм, когда военнослужащий сам определяет место проживания и качество жилья, и реализует свое право на жилище. Напомним, что это касается лишь тех военнослужащих, которые пришли служить после 1 января 2005.

Если же говорить о военнослужащих, которые поступили на военную службу до 1 января 2005 года, для них действует прежний механизм, государство должно предоставить им жилье в собственность после 20 и более лет службы. Для этих военнослужащих программа "Доступное жилье" не очень актуальна. Однако, кроме упомянутых механизмов, существует еще и механизм государственных жилищных сертификатов. Эта государственная программа действует с 1998 года с переменным успехом. Сейчас президент и правительство обсуждают ее подкорректировать.

При получении этого сертификата государство предоставляет военнослужащим установленную сумму денежных средств, с учетом состава семьи и места, где военнослужащий намерен поселиться. Соответственно, рассчитывается сумма, которая предоставляется на приобретение жилья. Но здесь возникают новые проблемы.

Конечно, имея некоторую сумму от государства, если ее достаточно, военнослужащий это право свое реализуют в лучших условиях. То есть, приобретают лучшее жилье, в лучшем месте, лучшего качества. Если же где-то эта программа "Доступное жилье" работает хуже, то и возможности военнослужащего по приобретению жилья за предоставленные государством деньги значительно сокращаются. Конечно, Министерство обороны эти вещи как-то отслеживает, выстраивая свою социальную политику и ежегодно предъявляя свои заявки на формирование бюджета в части жилищного обеспечения военнослужащих, тем не менее, министерство не может существенно повлиять на ситуацию. Это в значительно большей мере относится к компетенции Минэкономразвития, Госстроя, Минфина, которые закладывают расчетные параметры для определения денежных сумм. Это эти ведомства определяют политику в части действующих на рынке жилья правил и цен. Минобороны здесь вряд ли можно считать головным ведомством.

- Приведенные Вами механизмы обеспечения военнослужащих жильем кажутся вполне работоспособными, почему же они сейчас не дают эффекта?

- Эти механизмы оптимальны только на первый взгляд. Как всегда, основная проблема в деньгах. Комитет по обороне проводил анализ хода реализации государственных программ, призванных решить проблему обеспечения жильем военнослужащих. Анализ показывает, что финансовое наполнение всех этих программ, по крайней мере, на сегодняшний день, крайне недостаточно. Мы говорим, прежде всего, о программе "Государственный жилищный сертификат", как основной форме жилищного обеспечения военнослужащих. Так вот средств недостаточно, как в общих объемах для предоставления военнослужащим в целом, так и с точки зрения расчетных величин, определяющих общий объем денежных субсидий военнослужащим. Механизм был заложен в постановлении правительства, где сказано, что расчет средней стоимости квадратного метра жилья по Российской Федерации должен осуществляться на основании данных, предоставляемых субъектами Российской Федерации и органов статистических Российской Федерации. Затем эти данные должен обработать Госстрой. Таким образом, должна определяться средняя для Российской Федерации цена квадратного метра жилья. Жизнь показывает, что эта программа в должной мере не выполняется. Скорее всего, идет обратный счет. Сначала берут деньги, сколько могут, потом калькулируют, сколько можно было бы на эти деньги квартир приобрести, и уже исходя из этого, определяют цифру стоимости квадратного метра жилья. Фактически она всегда существенно отличается от рыночной. Военнослужащие, особенно в таких регионах, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, центральные регионы России, Калининградская область, Хабаровск, Владивосток, и другие не могут реализовать свое право на жилье. Слишком существенны различия между предоставляемой субсидией и фактической стоимостью жилья. И военнослужащие, которые хотели бы проживать в этих регионах, попадают в ножницы. В результате, перед ними стоит дилемма, либо ехать в регионы, где эта разница не столь существенная, чего они не хотят, либо они выбирают эти дорогие регионы, пытаясь обналичить деньги. Они берут деньги, немало платя кому-то за эту услугу, а этот кто-то на этом хорошо наживается. Они берут денежные средства и едут в регионы, где жилье стоит дешевле, но соответственно денежных средств у них оказывается чуть больше, чем если бы они брали на эти регионы сертификаты сразу. Таким образом, недостаток предложения жилья - одна из самых существенных проблем. К сожалению, в таких некрупных городах строят крайне мало. На вторичном рынке жилье чаще всего плохого качества, но и его недостаточно. В общем, проблем очень много.

- Вырабатываются ли сейчас новые инструменты, чтобы преодолеть все те трудности, о которых вы сказали? Как Вы видите решение проблемы?

- Сегодня эта проблема активно дебатируется. Были обращения и в Государственную Думу, и к президенту, и к правительству. Но очевидных подвижек пока нет. Есть лишь некоторые наработки. О них говорить рано, поскольку не очень понятно, какая может быть у них перспектива. Могу сказать одно: мне представляется, что нужно было бы сформулировать несколько базовых принципов, сформулировать отношение к проблемам жилищного обеспечения военнослужащих.

Во-первых, что все военнослужащие в своих правах на жилищное обеспечение должны быть равны. Нужно обезличить этот кредит, не связывать его с выбором места проживания, а деньги давать из расчета средней по РФ стоимости квадратного метра. Тогда человек, исходя из этой суммы, будет понимать, что этих денег может быть недостаточно для того, чтобы получить хорошее жилье, или, например, купить хорошее жилье в Москве, но вполне достаточно, чтобы купить хорошее жилье, допустим, в Рязани, в Липецке. И с избытком этих денег хватит, чтобы поселиться где-то отдаленной глубинке. То есть, не надо деньги ставить в зависимость от места жительства, которое он выбирает. Тогда военнослужащий не будет заведомо просить Москву с тем, чтобы получить по максимуму, а потом эти деньги обналичить и уехать в другое место. Второе, мне представляется, не нужно жестко связывать предоставление этих денежных средств с требованием к военнослужащему купить квартиру. В конце концов, новый жилищный кодекс, в его нынешней редакции говорит о том, что государство больше не обеспечивает граждан жильем, а лишь создает условия для того, чтобы они сами реализовали свое право на жилище. И закон о статусе военнослужащих в этом смысле также формулирует некоторые положения. Для военнослужащего приобретение жилья - это его право, но не обязанность. Поэтому надо сказать, что государство предоставляет военнослужащим деньги для приобретения жилья и на этом его обязательства считаются исполненным.

Вторая составляющая - наличие жилья на рынке, это для всех граждан актуально. Если государство в рамках программы "Доступное жилье" действует успешно, то военнослужащий, безусловно, получив деньги, должен иметь возможность сам, оценив рынок жилья, оценив имеющиеся предложения - выбрать место и поехать, куда он хочет. И даже я допускаю такой вариант, что он поедет куда-нибудь в разорившийся колхоз, или совхоз, где уже есть дома, но нужны люди с деньгами. Я не исключаю, что кто-то захочет сдать квартиру, а свободные денежные средства пожелает вложить в хозяйство. Это, если рассматривать проблему в рамках системных мер. Главное, чтобы денежные средства, выделяемые военнослужащим, соотносились с рынком. И, если государство не хочет выделять на эти цели слишком много денег, оно должно вести более активную политику, предпринимать более решительные действия для того, чтобы действительно создать рынок доступного жилья.

Это вовсе не означает, что нужно регулировать цены напрямую, но оно должно их регулировать, в том числе используя рыночные механизмы, создавая условия для ипотечных компаний, создавая конкуренцию на строительном рынке. Чтобы не было эксклюзивных строителей, которым дают землю исключительно под вип-проекты. Может быть, должны существовать специальные программы, в рамках которых органы местного самоуправления, субъекты Российской Федерации строили бы не только, как в Москве, жилье элитное. Земля под строительство должна выделяться инвесторам, с обязательством строить доступное жилье, то есть, такого-то качества, по таким-то параметрам. Но это уже в рамках национальной программы "Доступное жилье". И тогда не только любой житель страны, но и военнослужащие смогут ею воспользоваться.

Если же говорить об обеспечении жилищем военнослужащих, есть, на мой взгляд, вообще незадействованный резерв. На сегодняшний день Министерство обороны является крупнейшим федеральным собственником, который не просто владеет собственностью, но и задыхается под ее тяжестью. Существует огромное количество избыточных площадей, домов, земель, которые не могут быть им использованы в интересах национальной обороны, или для вооруженных сил в силу того, что существенно сократилась численность армии, изменились задачи. А имущество весит камнем на шее, и Минобороны вынуждено значительные денежные средства тратить на то, чтобы просто содержать это имущество.

Комитет по обороне буквально на днях этот вопрос рассматривал и, наверное, этот вопрос требует более внимательной проработки. Нужно принять политическое решение о том, чтобы освободить Министерство обороны от этого бремени. Вплоть до того, что бесплатно передать это имущество кому угодно, потому что средства, которые расходуются на его содержание, могут быть использованы, в том числе, и на жилищное обеспечение военнослужащих.

А существенная часть этого имущества может быть еще, и продана с прибылью. Но, в рамках действующего законодательства, такое огромное имущество передано или продано быть не может. На землю нужны кадастровые планы, где-то потребуется рекультивация земель, межевание, а это - огромные денежные средства. Если же говорить о недвижимых объектах, их опять же нужно проводить через БТИ, надлежащим образом регистрировать, как объекты собственности, и только после этого, в соответствии с законодательством, осуществлять какие-то действия. Естественно, что денежных средств на эти операции Министерству обороны никто не выделяет, и этот круг замыкается.

Если Министерству обороны найти механизм, как поступить с этим имуществом - часть имущества может быть обращена в какие-то активы, которые опять же могут быть направлены на решение вопросов жилищного обеспечения военнослужащих. Есть и второй аспект, если Министерство освободится от этого имущества, у него появляются свободные оборотные средства даже в рамках существующего финансирования.

И последнее, на что я бы хотел обратить внимание, если проблему рассматривать в целом, в контексте жилищного обеспечения, - без существенного увеличения объемов строительства и, прежде всего, социального строительства, решить жилищную проблему не удастся. Недостаток предложения на рынке даже при увеличении финансирования, лишь разогреет этот рынок и увеличит цены на жилье. Поэтому конкуренция и рост предложения, это неизменные условия того, чтобы рынок стал рынком, действительно, доступного жилья, и чтобы военнослужащие, как и все граждане, могли реализовать свое право на жилищное обеспечение с использованием финансирования, предоставления им субсидий бюджетных на приобретение жилья.

- Может быть, в рамках нацпроекта можно было бы решить эти проблемы, хотя бы частично?

- На мой взгляд, рассматривать военнослужащих специально в рамках этой программы, это ошибка. Если программа будет работать в отношении всех граждан Российской Федерации, я думаю, что военнослужащие найдут себе место в ней. Если же создавать какие-то эксклюзивные условия для военнослужащих, возможно, это не будет решением проблемы в целом. Ведь военнослужащие они только, пусть и значительную, но все-таки часть жизни находятся связи с армией. Многие прерывают службу, и что тогда с ними произойдет? Кто-то, реализовав свое право, временно свои проблемы решил, но дети растут, образуются новые семьи, появляются внуки, и, не исключено, что они опять окажутся в этой ситуации. Поэтому, если говорить только о военнослужащих, проблему, на мой взгляд, в целом не решить. Только решение проблемы в рамках национального проекта "Доступное жилье" для всех граждан, позволит решить задачу.

20.12.06

Закрыть

Строительный каталог