Через две недели в правительство будет внесен законопроект, который предоставит льготы кооперативам, желающим строить небольшие поселки. Эксперты говорят, что для успеха “одноэтажной России” нужно совсем другое.
Нацпроект “Доступное жилье” практически сразу был признан самым трудным. Обустроенных участков не хватает, а оставшиеся распределяются так, что иначе как “национальным позорищем” не назовешь. Еще в апреле ответственный за реализацию нацпроектов первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил президенту о необходимости расширить нацпроект за счет малоэтажного строительства, поскольку его стоимость сопоставима со стоимостью многоэтажного или даже ниже. Владимир Путин идею одобрил.
Через две недели закон о малоэтажном строительстве должен быть внесен в правительство. Такое поручение Медведев дал помощнику президента и руководителю спецкомиссии по взаимодействию с регионами в сфере строительства жилья Игорю Шувалову. Основные положения будущего законопроекта уже готовы и в ближайшие две недели они будут “шлифоваться”, говорит председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. Под малоэтажной застройкой будут пониматься поселки свыше 40 домов не выше четырех этажей на площади в 8-10 соток. Строить их смогут только кооперативы. Граждане должны будут заплатить паевой взнос в 20-25% от стоимости жилья, а остальное выплачивать в рассрочку 10-20 лет. Потом дом либо перейдет в их собственность, либо останется в собственности кооператива, рассказывает Крашенинников. Получать землю они будут по упрощенной системе: она достанется самому кооперативу, а тот определится, где пройдут дороги и кому какой участок достанется. Коммуникации к поселкам будут подводиться на деньги из федерального, регионального и муниципального бюджетов. “Скорее всего, понадобятся дополнительные средства в рамках нацпроекта “Доступное жилье”, — рассуждает депутат. Росстрой разработает типовые планы застройки, чтобы избежать лишних расходов на архитекторов и инженеров.
Идея “одноэтажной России” имеет право на существование, особенно в пригородах европейской части страны, за исключением Москвы и Московской области, считает эксперт Института экономики города Эдуард Трутнев. “Но не факт, что это предмет для отдельного закона”, — добавляет он. Все то же самое, что предлагается в законе, ничто не мешает делать и сейчас, говорит он. “Главная проблема — в нехватке участков, и единственное, что могло бы стимулировать рост малоэтажной застройки, — предоставление их кооперативам без аукционов”, — заключает Трутнев. Кроме земли нам еще не хватает 1000 цехов каркасно-модульных домов, отмечает депутат Госдумы Александр Лебедев. Эту проблему можно решить с помощью частно-государственного партнерства, уверен он. А еще нужно принять закон, обязывающий региональные власти в зависимости от спроса и по регулируемым ценам предоставлять на конкурсе площадки с коммуникациями, говорит он. Форма жилищно-строительного кооператива давно существует, поэтому отдельный закон не нужен, поддерживает юрист Товарищества самозащиты прав москвичей Станислав Пивоваров: “Граждане вообще могут объединиться в любое юрлицо и начать строить”. Экспертно-аналитический центр “Доступное жилье” при Думе, например, предлагает решить проблему обманутых дольщиков так: инвесторы из одного города объединяются в некоммерческое партнерство, администрация выделяет им участок, оно выступает заказчиком и строит дома.