Медведев провел совещание о ходе реализации проекта "Доступное жилье"

Первый заместитель Председателя Правительства Дмитрий Медведев провел в Кемерове совещание "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Открывая совещание, Дмитрий Медведев сообщил, что 13 сентября состоится заседание президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, его основной темой будет вопрос увеличения объемов строительства жилья. По словам первого вице-премьера, по итогам президиума планируется дать ряд конкретных поручений, направленных на кардинальное увеличение объемов жилищного строительства.

Дмитрий Медведев отметил, что по итогам первого полугодия темпы роста ввода жилья составили около 10%. Вместе с тем, по его мнению, хотя эти темпы "неплохие, но в целом они еще недостаточны для удовлетворения увеличивающегося спроса". "Очевидно, - продолжил Дмитрий Медведев, - что без радикального увеличения темпов строительства трудно будет сбалансировать рынок и развивать как следует ипотечные программы". Первый вице-премьер отметил, что набранные темпы ввода жилья позволяют достичь запланированных на этот год объемов - более 50 млн кв. м.

Весьма значительны результаты по развитию ипотечного кредитования - его объем по итогам года составит порядка 108-110 млрд руб. По словам Дмитрия Медведева, это существенное увеличение по сравнению с тем, что было раньше, "но все же удовлетворить нас это не может".

Говоря о желании людей улучшить свои жилищные условия, первый вице-премьер привел в качестве примера Сибирский федеральный округ, где это хотели бы сделать порядка 60% семей. По данным опросов, 80-85% граждан страны признаком достатка и нормальной человеческой жизни считают именно собственное жилье, благоустроенное для конкретной местности. Дмитрий Медведев отметил, что всем ясно наличие тесной связи жилищной проблемы и проблемы демографического развития.

Дмитрий Медведев сообщил, что на президиуме в среду речь, в частности, пойдет и о ряде законодательных инициатив, "призванных расширить доступ застройщиков к земельным участкам, упростить процедуры их оформления". "Об этом мы говорим много, но сделано еще пока мало", - подчеркнул первый вице-премьер.

В качестве позитивного примера Дмитрий Медведев отметил перевод в Кемеровской области ряда неиспользуемых сельхозземель под жилищное строительство. Вместе с тем он подчеркнул, что "если губернатор не занимается проблемой жилищного строительства, если, так сказать, не стукнет кулаком по столу, то ничего не идет". Дмитрий Медведев считает это ненормальным, так как задача федеральной власти - создать такую систему, которая позволит добиться результатов "без применения колоссального административного ресурса". Первый вице-премьер также отметил успехи области в жилищном строительстве: за первые восемь месяцев здесь введено в строй полмиллиона квадратных метров жилья, что почти в три раза больше, чем за такой же период прошлого года.

Дмитрий Медведев особенно остановился на вопросе ценообразования на рынке жилья. В прошлом году в области рост цен на первичном рынке жилья составил 34%, а в первом полугодии этого года рост существенно замедлился. "Значит, с ценами можно работать", - подчеркнул первый вице-премьер. Дмитрий Медведев отметил также и тот факт, что в области активно ищут собственные дополнительные средства для развития жилищного строительства, а также позитивный пример работы с частными компаниями, с потенциальными инвесторами, которые стремятся работать на рынке жилья.

Первый вице-премьер затронул также вопрос развития ипотечных программ в области, отметив, что здесь этим вопросом активно занимаются. В частности, за восемь месяцев текущего года выдано почти в три раза больше ипотечных кредитов, чем в прошлом году. Во многом это объясняется и тем фактом, что в области существуют схемы субсидирования предприятиями части процентной ставки по кредиту либо компенсации первоначального взноса для своих работников. "Этот опыт, - подчеркнул Дмитрий Медведев, - необходимо продолжать и развивать и в других регионах".

Дмитрий Медведев отметил пример Кемеровской области, который показывает, что "эффективное использование имеющихся ресурсов, активная и заинтересованная работа местных властей позволяют в короткие сроки добиться ощутимого результата".

После совещания, в завершении поездки, первый вице-премьер ответил на вопросы местных журналистов.

Выдержки из стенограммы совещания "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Кемерово, 12 сентября 2006 года.

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые коллеги!

Завтра состоится заседание президиума Совета по приоритетным национальным проектам, которое будет, прежде всего, посвящено вопросам увеличения объемов строительства жилья, то есть реализации проекта по жилью.

Сегодняшние темпы роста - порядка 10% по итогам полугодия - они неплохие, но в целом недостаточные для удовлетворения увеличивающегося спроса. И очевидно, что без радикального увеличения темпов строительства мы не сможем ни рынок сбалансировать, ни развить ипотечную программу. Ряд показателей, которые сегодня на жилищном рынке присутствуют, - они в общем и целом нормальные, так, в частности, набранные темпы по этому году позволяют нам выйти на тот объем, который мы и планировали, - на 50,8 млн кв. м. То есть по этому году в целом ситуация неплохая. Что касается темпов роста объемов ипотечного кредитования, то они на самом деле весьма значительные. По итогам года мы ориентируемся на то, что объем ипотечного кредитования будет не менее 108-110 млрд руб. Это существенное увеличение против того, что было раньше, и это тот объемный показатель, который мы с самого начала и планировали, но тем не менее все равно темпы роста строительства жилья нас удовлетворить не могут.

Вы знаете, что наши люди хотят улучшать жилищные условия, и эти желания сидят в подкорковом слое. Практически, по данным опросов, в Сибирском федеральном округе около 60% людей, которые здесь проживают, хотели бы улучшить жилищные условия. А что касается общей социологии, то, по данным социологов, 80-85% наших граждан считают признаком достатка и нормальной человеческой жизни именно наличие собственного жилья, благоустроенного для конкретной местности и в соответствии с потребностями человека. Понятно, что резервы решения этой проблемы колоссальные.

Очевидна и тесная увязка жилищной проблемы с демографической ситуацией в стране. Не буду на эту тему распространяться - она всем понятна. Очевидно и то, что нормальное хорошее жилье очень важно в непростых условиях - в сибирских условиях, в условиях жизни на Дальнем Востоке, - чтобы люди сюда не только приезжали, чтобы люди хотели жить в сложных условиях и имели для этого надлежащие стимулы.

По итогам заседания президиума будут даны соответствующие поручения, направленные на существенное увеличение объемов жилищного строительства. В частности, речь идет о законодательных инициативах, которые должны расширить доступ застройщиков к земельным участкам и упростить процедуру их управления. Об этом говорится немало, но сделано пока очень немногое. И мне было бы полезно уточнить, как построена работа здесь, у вас, в области, в муниципалитетах, по оформлению прав на земельные участки, в том числе под личное строительство.

Мы только что побывали на нескольких площадках - они производят хорошее впечатление, особенно отрадно, что ряд неиспользованных раньше земель, земель сельскохозяйственного назначения, которые, по сути, были выведены из гражданского оборота, вовлекаются в жилищное строительство, что мы и предполагали сделать. Но здесь что я скажу. Если губернатор этим не занимается, кулаком по столу не стучит - ничего не идет. А задача наша, задача федеральной власти, задача Правительства, задача парламента нашего заключается в том, чтобы создать нормальные условия, для того чтобы такой переход осуществлялся без проблем, без применения колоссального административного ресурса. Да, он нужен, но мы должны создать нормальную, модельную ситуацию.

Естественно, мы должны учитывать и то позитивное, что делается в регионах. В Кемеровской области есть свои значимые результаты. Я думаю, что губернатор скажет об этом. Я только две вещи скажу. За восемь месяцев этого года в строй введено 0,5 млн кв. м жилья. Это почти в три раза больше, чем за такой же период прошлого года. И что особенно отрадно - вот это я хотел бы специально подчеркнуть и для вас, и для всех, кто нас услышит, - это ситуация по ценам. Если в прошлом году рост цен составлял порядка 34%, то за первое полугодие этого года он, я так понимаю, существенно замедлился. Это очевидная разница, и самое главное - это позитивный пример для очень многих других регионов. Значит, с ценовыми тенденциями на рынке можно бороться.

Отмечу вашу работу и по крупным проектам комплексного освоения территорий - вот как раз по малоэтажному строительству. Важно, что в области ищут и собственные, дополнительные средства для развития жилищного строительства. Из более чем 7 млрд руб., которые направлены на реализацию проекта, 6 млрд - это средства, привлеченные полностью из различных источников. Позитивным является опыт работы с частными компаниями - с потенциальными инвесторами, которые хотели бы работать на рынке жилья. Без такой работы ни один бюджет - ни федеральный, ни региональный - эту нагрузку не выдержит и, естественно, жилищную проблему мы не решим.

Еще одна важная тема - это развитие ипотечных программ. Я знаю, что вы здесь достаточно активно этим занимаетесь: выдано почти в три раза больше ипотечных кредитов, чем в прошлом году. С 1 июля на федеральном уровне общую ставку рефинансирования, ипотечную ставку, мы установили на уровне 11,5% - это уже кое-что. Это, конечно, не идеальная цифра, но она гораздо лучше, чем те 15-20%, которые у нас были еще совсем недавно, до момента начала реализации национального приоритета в области жилья. Для целого ряда категорий у вас предусмотрены льготные бюджетные займы и система субсидирования либо предприятиями части процентной ставки, либо компенсации части первоначального взноса. Это тоже позитивный пример. Этот опыт можно развивать и, безусловно, нужно развивать и в других регионах, потому что и работодатели должны свою лепту в этот процесс вносить.

В конце вступительного слова хотел бы еще раз отметить, что ваш пример показывает, что эффективное использование имеющихся ресурсов и активная заинтересованная работа всех ветвей власти позволяют добиваться первых результатов.

Проект в области доступного и комфортного жилья, вне всякого сомнения, самый масштабный, самый сложный не только в материальном, но и в психологическом плане. Вы знаете, сколько раз власть бралась за то, чтобы решить жилищную проблему в нашей стране, как бы эта страна ни называлась, и сколько раз эти программы проваливались. То, что мы делаем сейчас, должно закончиться успехом. И не потому, что мы лучше и умнее, чем те, кто этим занимался раньше, а только потому, что те методы и способы, которые положены в основу решения жилищной задачи, являются абсолютно адекватными, рыночными, они не высосаны из пальца и не придуманы где-то в тиши кабинета. Именно так и решали жилищную проблему во всем мире. Так и мы будем решать.

Давайте начнем работать.

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Коллеги, все, что необходимо было сказать, было сказано. Давайте тогда подводить итоги.

Совещание, уважаемые коллеги, у нас довольно короткое, но содержательное. И содержательное потому, что мы действительно успели посмотреть на то, как организован процесс у вас здесь, в рамках поездки. Выглядит, еще раз, я в начале об этом говорил и сейчас хочу сказать, весьма и весьма симпатично. Главное, что есть порядок в принятии решений и в их реализации, особенно в условиях того, что в целом по стране этот порядок только начинает складываться.

Вот мы сейчас любим обсуждать законодательство. И, наверное, правильно, что мы это делаем постоянно. Я просто обращаю внимание всех присутствующих на то, что мы все девяностые годы, по сути, пропустили. Мы за девяностые годы ничего нового не приняли по этой теме. Жили в рамках прежних конструкций, наложенных на анархическую рыночную действительность. И сейчас у нас этих пробелов остается масса.

Вот известное законодательство о техническом регулировании - не мне вам рассказывать, особенно строителям, что здесь происходит, какова роль старых СНиПов, какое юридическое значение имеет действие этих СНиПов в сегодняшней ситуации, что нам делать и как обстоят дела с выпуском технических регламентов. Процесс этот оказался очень сложным. Надо признаться откровенно, мне кажется, просто даже при принятии этого закона какие-то вещи были не просчитаны. Во всяком случае, процедура принятия технических регламентов, я уже неоднократно об этом говорю, она нежизненная. Вместо того чтобы штамповать их на каком-то технологически обоснованном уровне, ну хотя бы на уровне Правительства, в законе зафиксировано принятие каждого технического регламента, точнее - главных технических регламентов, нашим парламентом по всей процедуре. А что такое технический регламент? Это даже не СНиП. Поэтому у нас нет ни одного технического регламента. Сейчас уже развязки какие-то там видны, но процесс...

Я почему об этом говорю: даже процесс создания нормативного материала чудовищно затянулся. Новые градостроительные документы, Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс - сейчас только ленивый их не критикует. Наверное, там есть недостатки. Сто процентов - они есть. Нет нормативного акта, который бы не содержал внутренних противоречий. Но хорошо, что они у нас появились. И нам сейчас нужно нарабатывать опыт, оперативно его оценивать и, если необходимо, вносить изменения в эти документы, помимо выпуска тех законов, которые посвящены непосредственно упрощению административных процедур.

Теперь по некоторым вещам, которые были затронуты коллегами при выступлении. Еще раз хотел бы поддержать те меры, которые предпринимаются по уменьшению процентной ставки в рамках социальных программ по ипотеке в регионе. И вот эта цепочка переселения из объекта в объект, из квартиры в квартиру - это, в общем, мне кажется, хорошее такое кемеровское ноу-хау, которое можно было бы и в других регионах применять. Во всяком случае - в условиях, когда у нас еще не до конца сформировался полноценный рынок.

Теперь еще одна новелла, которая у вас здесь используется, - это корпоративное субсидирование процентной ставки. Тоже, мне кажется, что это абсолютно разумная вещь. Потому что в деятельности компании, в коммерческом секторе вполне возможна такая форма материального стимулирования работников к продуктивному труду. Понятно, мы не сможем использовать эту же схему при ипотечных программах для бюджетников - здесь другие меры должны предприниматься, но в рамках бизнес-проектов это вполне возможно.

Очень позитивное впечатление оставляет посещение нового кадастрового центра. Это первый шаг. Подобные центры должны быть открыты во всех субъектах федерации, для того чтобы увязать систему учета земельных участков в единое целое. Мы обладаем самым значительным в мире земельным ресурсом. В этом смысле у нас самая богатая страна. И у нас нет никакого нормального учета. Мы только-только начали этим заниматься. И слава богу, что вот такие центры открываются, оценка проходит по всем регионам. Нам нужно как можно быстрее этот процесс завершать. То, что мы сегодня увидели, очень неплохо.

По поводу стоимости квадратного метра. Здесь уже тоже говорили коллеги... Конечно, темпы роста, которые на Кузбассе сформировались, они весьма приличные, и надо стараться их выдерживать. Еще раз говорю: это пример для других регионов, каким образом, управляя ситуацией в условиях сложного региона, можно все-таки сохранять какой-то паритет цен даже в той ситуации, когда рынок у нас искривленный и, к сожалению, зачастую предложение не дотягивает до спроса.

По поводу планирования городов, по поводу градостроительной документации, проектирования, создания местных документов, правил землепользования и застройки - я тоже хотел бы поддержать все то, что говорилось. Если есть возможность создать здесь филиал местного института с участием квалифицированных специалистов - мне, в общем, кажется, что это было бы неплохо. Просто с учетом того, в каком состоянии у вас находится жилищный проект - вы передовики в этом плане, и кому, как не вам, иметь соответствующий институт. А вот в рамках этого института как раз можно проводить и переподготовку и подготовку документации для других субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ.

И еще одна тема, которая в меньшей степени затрагивалась в ходе разговора, но о которой я не могу не сказать, - это промышленность строительных материалов. Ситуация в этой сфере у нас такая же трудная, как и во многих других. Промышленность эта медленно умирала в девяностые годы, не развивалась. Но мы с вами понимаем, что строительные материалы невозможно развозить из Москвы. Эта промышленность должна быть в каждом регионе своя. Это и цемент, и стеновые конструкции, и отделочные материалы. Все это должно быть в каждом регионе. Поэтому, конечно, мне кажется, нужно стимулировать в этом плане местный бизнес, приобретать соответствующие производства по конструкциям для строительства. Эти производства в основном сейчас делаются за границей - значит, нужно приобретать заграничные, постепенно пытаться создавать подобные производства у нас и развивать эту промышленность. Потому что если мы не будем с вами этого делать, то в какой-то момент мы просто упремся в технологическую невозможность продолжения такого достаточно быстрого роста строительства в нашей стране.

И не могу не согласиться с необходимостью софинансирования социальных объектов, школ, медицинских заведений, потому что здесь очевидно - это общая задача, несмотря на то что у нас есть распределение компетенций и полномочий. Но в нынешних условиях очевидно, что мы должны думать об этом вместе. И здесь нужно просто какой-то более эффективный механизм предложить. Я надеюсь на то, что вместе с Государственной Думой и Советом Федерации мы о таком механизме подумаем. Потому что создавать новые квадратные метры, создавать новое жилье и не создавать рядом школ, больниц, поликлиник - мы понимаем, что это бессмысленная задача. Качество жилья у нас будет расти - а оно действительно сейчас резко отличается от того, что мы имели в семидесятые-восьмидесятые годы, - а социальная структура будет проседать. Поэтому давайте тоже подумаем, каким образом этим заниматься.

Ну вот, наверное, основные позиции, которые мне бы в конце хотелось озвучить. Еще раз спасибо за совместное рассмотрение вопросов. Завтра у нас президиум. Все, что мы с вами обсудили, мы завтра в Москве с участием других федеральных начальников продолжим обсуждать, с тем чтобы принять какие-то дополнительные меры по развитию проекта "Доступное и комфортное жилье".

Спасибо за внимание, успехов.

01.12.06

Закрыть

Строительный каталог