Два месяца как вступил в силу долгожданный закон, названный с легкой руки журналистов «дачной амнистией». Облегчил ли он долю собственников, в чем требует доработки? Это мы попытались выяснить на пресс-конференции, которую в РИА НОВОСТИ дал председатель Комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, гражданскому и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Как известно, этот закон позволяет оформлять дачи, дома, земли, садовые домики, гаражи в обход чиновничьих препон, лишь по декларации, где владелец указывает: чем, собственно, владеет, и что хотел бы зарегистрировать. Владелец представляет ее в Регистрационную палату Роснедвижимости, где обязаны оформить документ без каких-либо дополнительных вопросов. Казалось бы, все предельно ясно... Ан, нет.
Чиновники, от произвола которых должен защищать новый закон, и тут нашли способ крючкотворства. В некоторых регионах требуют, чтобы декларации подавались на отпечатанных типографским способом бланках. Закон им не указ. А ведь там четко сказано: собственник в произвольной форме пишет декларацию, указывая данные, которые требуются при регистрации.
Об унификации аршинаТребуют проработки комитетом и другие «родственные» «дачной амнистии» темы: упорядочение межевания земельных участков, определение границ, установление единых критериев обмера нежилых и жилых помещений.
Как с сожалением отметил Павел Крашенинников, в разных регионах и даже разных муниципалитетах критерии пока разные. С учетом этих различий готовится закон, который должен будет навести порядок. Предлагается и упорядочить обмен информацией об объектах недвижимости, госструктуры смогут самостоятельно обмениваться ею в режиме он-лайн, что избавит народ от «бега» со справками по инстанциям. Задача законодателей: принять положения, позволяющие регистрировать недвижимость не только значительно быстрее, но и дешевле.
Кое-что уже сделано. В пять раз (с пятисот до ста рублей) снижена плата за регистрацию. А вот с установлением предельной суммы за межевание пока проблемы. Субъектам Федерации было предписано это сделать, а реально «потолок» установлен лишь в пяти процентах из них.
- Поэтому будут использованы все возможности для увеличения этой цифры в кратчайшие сроки, - заверил Павел Крашенинников, - ведь там, где это было сделано, люди «почувствовали разницу»: цена снизилась на тридцать-сорок процентов, а у тех, кто проводил межевание, отпало желание «накручивать» количество работ.
До логического концаЧто будет делать комитет для того, чтобы необходимый закон «об амнистии» не остался мертворожденным? Ведь пока изменилось не так уж и много. Чтобы только сдать документы на регистрацию имущества, люди по-прежнему вынуждены занимать очередь с вечера. А потом по полгода ждать, когда заявление будет рассмотрено. И нет никакой гарантии, что пройти процедуру не придется дважды: могут понадобиться дополнительные данные.
Корреспондент «КР» позволил себе высказать пожелание: принять правовой акт, который обязывал бы Роснедвижимость и его палаты организовать работу так, чтобы документы принимались без очередей и в режиме «одного окна». Установить сроки, за неисполнение которых можно было бы привлекать виновных к ответственности - как к административной, так и к материальной.
- Мы можем принимать самые прекрасные законы, - ответил Павел Крашенинников, - но исполнять их должны граждане и исполнительная власть. Наша задача: с одной стороны, помогать чиновникам обеспечивать права граждан, с другой - их подталкивать. Так мы и делаем. Давайте вспомним: за десять дней до вступления в силу этого закона у нас не было ни одного подзаконного акта. Это обстоятельство вынудило меня обратиться к премьер-министру с требованием, чтобы соответствующие акты были выпущены. И они были опубликованы, но лишь за три дня до вступления в силу закона, и то - под нашим нажимом! Всего за три дня! А о чем думали чиновники?
Понимая всю медлительность этой машины, члены комитета постоянно бывают в регионах, общаются с регистраторами, муниципальными органами и органами земельного кадастра, стараются разъяснить положения закона и снять эти проблемы.
Так, например, с первого января следующего года должна была закончиться приватизация жилья. В новом законе продлили срок приватизации жилья до 1 марта 2010 года. И тот поток, который спрессовался в Регистрационных палатах - особенно в крупных городах, где людям приходилось с вечера занимать очередь на сдачу документов, - сразу ослабел. Осталось двадцать процентов «не успевших» приватизировать. Но сравните: восемьдесят процентов приватизировали в течение пятнадцати лет, а двадцать должны были успеть это сделать всего за три месяца! Кто виноват? Что, наш закон? Нет. Местные власти, которые не смогли обеспечить его выполнение. Вот и в случае с «дачной амнистией» то же самое.
Мы лишь устанавливаем правила игры, а обеспечить их выполнение должны другие ветви власти. Хотя есть принципиальные моменты, которые долгое время остаются в поле нашего зрения. Например, Жилищный кодекс. Приватизация жилья. Прошло пятнадцать лет со дня его принятия, и до сих пор мы занимаемся этим вопросом. Так же и «дачная амнистия» - с нашим участием она будет доведена до логического конца.