По данным комитета Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, за первое полугодие 2006 года объем ипотечных кредитов составил 78,5 млрд. рублей, а ставка - 12,8 процента. При этом в прогнозах того же комитета говорится о 108 млрд. и 12 процентах за весь год.
Такие цифры были оглашены на прошедших парламентских слушаниях "Законодательное обеспечение реализации приоритетного нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Организатором этих слушаний выступил комитет Госдумы России по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
Приоритетный национальный проект не терпит необдуманных действий
Несмотря на оптимистичные показатели внедрения ипотеки, председатель комитета-организатора депутатских слушаний Мартин Шаккум предостерег от необдуманных действий в системе ипотечного кредитования. "Необходимо отдавать себе отчет в том, что развитие системы ипотечного кредитования без существенного наращивания объемов вводимого жилья приведет лишь к росту цен на него. Сегодня этот рост связан, в первую очередь, со значительным притоком в страну валюты, поступающей от продажи нефти, газа и других продуктов российского экспорта, что ведет к увеличению числа граждан, способных приобрести жилье по высоким ценам", - заявил он. В результате, по мнению Шаккума, только за первое полугодие 2006 года цены на жилье в Москве выросли на 85% и на 65% - в Петербурге. При этом Мартин Шаккум усматривает несколько важнейших факторов, которые сдерживают расширение предложения на рынке жилья. Так, по его мнению, старая нормативная база на местах, выпущенная до принятия Градостроительного кодекса, мешает упростить выделение участков под застройку. "По-прежнему на пути застройщиков возводятся труднопреодолимые бюрократические барьеры. Порядок выделения земельных участков исключительно через аукционы нуждается в корректировке, поскольку сегодня для выставления на аукцион участка, обремененного правами третьих лиц, муниципалитетам приходится сносить находящиеся на участке ветхие дома, переселять жильцов, выводить предприятия - на это у многих из них не имеется достаточных средств.
Для того, чтобы программы переселения из ветхого и аварийного жилья должны выполняться, необходимо предусмотреть возможность проведения инвестиционных конкурсов. Необходимо также упростить процедуру перевода земель из одной категории в другую, шире использовать для строительства не используемые по назначению земли, принадлежащие различным ГУПам и Министерству обороны", - сказал Шаккум.
Мартин Шаккум отметил также некоторые недоработки в плане законодательного обеспечения проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По его мнению, несмотря на определенные положительные результаты уже принятых законов, необходимо разрабатывать новые и корректировать старые законопроекты. Так, например, Государственной Думой РФ в первом чтении принят ряд поправок в Градостроительный кодекс. "Данным законопроектом, подготовленным ко второму чтению, предусматриваются изменения в более чем 30 законодательных актах, направленных на устранение административных барьеров и совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства", - заявил председатель комитета ГД РФ по промышленности и строительству.
Существующая нормативно-правовая база не соответствует современным реалиям
Участники парламентских слушаний поддержали их организаторов в том, что меры, принимаемые федеральной исполнительной властью и властями в субъектах Федерации, недостаточны. Так, Правительство России внесло в ГД РФ три важных законопроекта, которые касаются вопросов реализации нацпроекта, однако уже на этой стадии ряд их положений нуждается в доработке. Также отсутствуют нормативные акты Правительства РФ, необходимые для реализации законов, направленных на формирование рынка доступного жилья: из более двадцати принято только семь. А это, в свою очередь, может привести к ухудшению качества жилищного строительства.
Кроме того, участники парламентских слушаний отметили ряд существенных проблем, связанных с предоставлением земельных участков. Во-первых, отсутствуют свободные и обеспеченные инфраструктурой земельные участки. Во-вторых, количество согласующих инстанций, которые участвуют в процедуре оформления участка, иногда доходит до 100, что пагубно сказывается на реализации национального проекта. В связи с этим, на слушаниях было отмечено, что необходимо как можно скорее подготовить поправки в законодательство (в том числе и в Земельный кодекс), которые упрощают предоставление земельных участков под строительство.
В области стимулирования предложения на рынке жилья основным целевым показателем является объем ввода жилья, который в 2009 году должны быть равен 70,6 млн. кв. метров, а в 2010 году - 80 млн. кв. метров. Безусловно, для достижения этих показателей необходима активная работа в регионах, подкрепленная соответствующим финансированием. Так, в 2006-2009 годах предусматривается выделить 21,7 млрд. рублей на государственную поддержку субъектов РФ в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", в том числе на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры 17,1 млрд. рублей и на переселение граждан из ветхого жилищного фонда - 4,6 млрд. рублей.
Вместе с тем, отмечалось в ходе слушаний, сегодня очевидно, что в ходе практической реализации подпрограммы ФЦП "Жилище" "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" выявлен ряд трудностей, которые не позволяют обеспечить заданный уровень федеральной поддержки регионов в решении задач жилищного строительства.
Так, из 125 проектов, представленных 52 субъектами РФ, было отобрано 74 из 32 регионов. До конца июля 2006 года эти субъекты должны были подписать соглашения с Росстроем на субсидирование процентной ставки, однако ни один из них в указанный срок такого соглашения не представил.
Основной причиной срыва сроков послужили внесенные в ФЦП "Жилище" изменения, отменившие право получения кредитов на строительство коммунальной инфраструктуры организациями коммунального комплекса и застройщиками. Субъектам РФ и органам местного самоуправления потребовалось время для внесения изменений в свои законы о бюджетах, предусматривающие расходные обязательства по использованию кредитов.
В то же время существующая нормативно-правовая база не учитывает, что дотационные субъекты не могут воспользоваться гарантиями, так как не обладают достаточным залоговым обеспечением, а регионы-доноры могут привлечь кредитные ресурсы без федеральных гарантий. Кроме того, расходные полномочия по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения на основании действующего законодательства предусмотрены за органами местного самоуправления. Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели может быть расценено как их нецелевое использование.
Еще одно направление реализации нацпроекта "Доступное жилье" - жилищные сертификаты. В этом году отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами, их должно быть выдано 21,2 тыс. По состоянию на 1 сентября 2006 года в регионы направлены 20,9 тыс. сертификатов или 98,6% от заданного количества, а также все федеральные средства, предусмотренные проектом для оказания поддержки ветеранам и инвалидам.
В то же время участники обсуждения отмечали, что большинство органов исполнительной власти субъектов РФ не представили государственному заказчику сводные списки по всем категориям граждан, изъявившим желание получить государственный жилищный сертификат в 2007 году. На сегодняшний день списки представили только 10 субъектов: Республики Алтай, Бурятия, Карелия, Хакасия, Амурская, Ивановская, Кировская, Псковская, Челябинская области и Агинский Бурятский автономный округ.
Удручающее состояние жилищно-коммунального комплекса адекватно влияет на улучшение жилищных условий россиян
Между тем финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса продолжает ухудшаться. На слушаниях приводились следующие цифры: более 60 процентов предприятий ЖКХ убыточны, суммарная кредиторская задолженность достигла к 2006 году 325 млрд. рублей, дебиторская - 277 млрд. рублей. Непринятие мер по реструктуризации образовавшейся задолженности и предотвращению ее накопления в будущем блокирует включение рыночных механизмов функционирования и развития отрасли.
Серьезным ограничением для увеличения объемов жилищного строительства в регионах является дефицит источников электроэнергетики, газа, воды. Эта проблема характерна, прежде всего, для крупных городов. По мнению участников парламентских слушаний, решение проблемы дефицита энергетических мощностей для нового строительства может идти по двум направлениям. Первое - это строительство новых генерирующих мощностей и новых магистральных газопроводов, второе направление - это энерго- и ресурсосбережение. В связи с этим участники парламентских слушаний отмечали, что энергоэффективность и ресурсосбережение должны законодательно приобрести тот же обязательный статус, что и вопросы обеспечения безопасности в строительстве.
Рекомендации парламентских слушаний - решение большинства проблем зависит от регионов
В завершение парламентских слушаний по теме "Законодательное обеспечение реализации приоритетного нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" участниками был принят ряд рекомендаций, многие из которых касаются непосредственно регионов.
Так, Правительству РФ рекомендовано организовать работу по приведению нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральными законами, направленными на формирование рынка доступного жилья; ускорить подготовку и внесение в Госдуму РФ проектов технических регламентов об организации территорий, о размещении, проектировании, строительстве и об эксплуатации зданий, строений, сооружений; разработать в составе федеральной целевой программы "Жилище" подпрограмму по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции жилых домов.
Ряд рекомендаций напрямую касается органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В частности, необходимо ускорить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов по формированию рынков доступного жилья, в том числе схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки. Важная задача - разработать и утвердить в 2006-2007 годах региональные и муниципальные программы, направленные на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", включая подпрограммы по энергосбережению. Инвентаризация списков молодых семей, а также граждан отдельных категорий, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, должна быть завершена уже в этом году.
Ну и, разумеется, жилищную проблему не решить без развития рынка ипотечного кредитования и увеличения объемов выдачи ипотечных жилищных кредитов в 2006-2007 годах.
Доступное жилье во многом зависит от регионов
Новости по теме
- До 2017 года в РФ построят 25 млн «квадратов» дешевого жилья
- Москва объявила строительные тендеры на 33 млрд рублей
- Россиянам обещают 25 млн «квадратов» доступного жилья
- Фонд РЖС сделает жилье доступнее
- Путин: необходимо решать жилищные проблемы граждан и сделать доступной ипотеку
- Почти 120 жителей Улан-Удэ поверили, что могут получить бесплатное жилье за одну тысячу рублей