В минувшую среду Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города работал, как повелось, на "полную катушку". Вопросов было много. В зале - яблоку негде упасть. И докладчик - а им традиционно был главный архитектор столицы А.В.Кузьмин, - и оппоненты настаивали на своем видении ситуации. Но побеждала не дружба, а параметры объекта, его социальная или индустриальная направленность, выгода строительства. И все это, как водится, вкупе с архитектурным пиршеством идей.
Перспективы Кутузовского - соразмерность и свежесть. Первыми рассматривались результаты заказного конкурса проектов по "Формированию системы градостроительных акцентов Кутузовского проспекта и Можайского шоссе от трассы Третьего транспортного кольца до МКАД". Представляя варианты, А.В.Кузьмин подчеркнул, что Москомархитектурой был проведен конкурс на лучшее проектное предложение по градостроительному, объемно-планировочному и функциональному решениям данного участка, магистрали первого класса. Согласно требованиям мэра, в финал попала тройка сильнейших. Из семи претендентов двое так и не вступили в борьбу. Среди прочих участников тройка номинантов-счастливчиков выявлялась взыскательной комиссией под председательством первого заместителя главного архитектора Москвы, директора МНИИТЭП Ю.П.Григорьева. Кандидатами стали Международная академия архитектуры, Архитектурное бюро А.Р.Воронцова и МНИИП "Моспроект-4".
Основной темой задания стало архитектурно-планировочное решение проспекта.
Вопросы транспорта, как уже отработанные и утвержденные Советом, остались в стороне. Отмечалось, что данная часть города архитектурно практически сформирована и имеет свою застройку, оставаясь одним из главных и престижных городских направлений. Главная магистраль города обрела свой архитектурный облик в пору застройки столицы пяти-, шестиэтажными домами. Чуть позже к ним присоединились типовые панельные коробки последних периодов социалистического домостроения. Планируемая транспортная система данной территории - Третье транспортное кольцо, будущее Четвертое, которое пройдет за Поклонной горой, плюс два дублера Кутузовского проспекта. - Общие параметры сноса и строительства существующих площадей примерно одинаковы, - подчеркнул главный архитектор. - Данное строительство - около семи миллионов квадратных метров площадей. Используемые площади - как жилые, так и общественные с гостиничными - незначительно отличаются в проектах, поскольку архитекторами использовались общие приемы. В основе проекта Международной академии строительство предусмотрено "узлами", расположенными друг от друга на расстоянии примерно двух километров. Центр "узлов" - высотки, расположенные по соседству с транспортно-пересадочными точками, около метро. Вариант Архитектурного бюро, близкого по идеологии к первому варианту - несколько уменьшенный шаг "узлов" и сохранность, пожалуй что, исторического Яблоневого сада. Третий вариант имеет резкое отличие от первых по системе размещения акцентов и архитектурной нагрузки. К высоким домам, которые уже имеются на сегодняшний день, предлагаются новые высотки вдоль Поклонной горы, "хребет" вдоль железной дороги, который застраивается, правда, уже более редкими высотными комплексами вкупе с обычным жильем.
Оценивая проекты, Ю.П.Григорьев отметил, что "наиболее яркий из них так выявлен и не был". - Все разработки имеют ряд отрицательных моментов! В целом участники соблюдали условия конкурса. Как правило, они предлагали уплотнение и укрупнение зон застройки вокруг Кутузовского проспекта и Можайского шоссе. Я считаю, что нельзя прижимать здания к проспекту. Он должен быть не просто широким, а иметь возможность потенциального расширения. Причем не только транспортного, но и пространственного, избегая при этом поперечных зрительных перекрытий, что актуально для всех главных проспектов города. Основную высоту застройки вдоль Кутузовского - девять-двенадцать этажей - желательно сохранить, уплотняя при этом отдельные зоны, чтобы увеличить квадратные метры требуемой жилплощади.
Подводя итоги обсуждения, мэр Москвы Ю.М.Лужков подчеркнул: - Первый вариант мне нравится больше, при условии, если сконцентрированные комплексы ряда зданий чуть-чуть раздвинуть. При въезде гостей в нашу столицу у них сразу возникнет впечатление, что это большой, значимый город! Широкие расстояния между зданиями дают почувствовать простор - это не "спрессованный" Манхеттен! Когда мы на Совете будем рассматривать конкретные предложения по группам домов, вот здесь, думаю, у нас и возникнет вкус. На данный момент все предложения неинтересны. Представлены концепции размещения зданий, а не грамотная идея архитектурных решений. Вариант Международной академии архитектуры мы поддержим как ансамблевый, концептуальный. Но авторскому коллективу хорошо бы объединиться с Архитектурным бюро А.Р.Воронцова, предлагающего второй вариант.
Городу, несомненно, важно иметь побольше объемов, квадратных метров. Но если речь идет о Кутузовском проспекте - необходимы рациональность, соразмерность, свежесть прошлых и новейших архитектурных решений, которые должны быть основательно и четко выдержаны.
Лыжная трасса, которой не будет В поле зрения Общественного совета попал Бутырский вал. По словам главного архитектора города, на сегодняшний день совместно с МЖД рассматривается вариант "накрытия" железнодорожных путей, разделяющих данный участок на две не связанных между собой территории Центрального и Северного округов столицы. - Тверская улица у нас фактически сформирована и имеет свой архитектурный облик.
Площадь Савеловского вокзала требует дальнейших архитектурных проработок. Здесь нет ограничений с точки зрения решения детальных и дополнительных функций объектов, которые могут появиться. Железная дорога, прибегая к услугам инвесторов, предложила объединить разделяемые ею территории. С учетом более свободных архитектурных решений и условий застройки Савеловской зоны предлагается построить в этом месте офисно-гостиничный комплекс, по крыше которого пройдет горнолыжный склон, - отметил А.В. Кузьмин.
В перспективе будут созданы два многофункциональных комплекса. На главном участке перегона между Белорусским и Савеловским вокзалами, на участке площадью восемь с половиной гектаров, предусматривается строительство гостиницы, офисно-деловых и офисно-развлекательных центров. Над ними и проляжет всепогодная горнолыжная трасса. Основная идея перекрытия - создание вдоль территории, над действующими железнодорожными путями, мощного четырехэтажного стилобата, внутри которого разместятся автостоянки, инженерное обеспечение комплекса и автомобильные проезды. Его верх будет использоваться в качестве пешеходной зоны. На специальных опорах над стилобатом разместятся офисные здания различной высоты, обеспечивая расположенной на них горнолыжной трассе удобный спуск. При этом незаполненные объемами зданий пространства по вертикали и горизонтали - между бульваром и стилобатом домов - обеспечат зрительную "прозрачность" всего сооружения, надлежащую инсоляцию и освещенность всей постройки. Здания максимальной этажности поднимутся у Савеловского вокзала. В сторону Белорусского высота комплекса постепенно уменьшится, что создаст необходимый уклон для горнолыжной трассы, размещаемой в прозрачной трубе размером 45 на 14 (высота) метров, с подачей искусственно озонированного воздуха. Для транспортного обеспечения объекта будет введен дополнительный проезд через железнодорожные пути со стороны Новолесной улицы к 4-й улице Ямского поля, а также создание четырехполосной эстакады над Тверским путепроводом от Ваганьковского моста до въезда в стилобат. Общая площадь комплекса - 330 тысяч квадратных метров, из которых 250 тысяч - офисная часть и 6,2 тысячи - открытые автостоянки. Оставшиеся "квадраты" - спортивная зона. Над проектом трудилась 19-я мастерская ГУП "Моспроект-2" им. М.В.Посохина.
С северо-восточной стороны к объекту примкнет многофункциональный общественно-торговый центр на площади Бутырской заставы. Возникнет новая версия архитектурной организации этого важного градостроительного узла. Уровень площади здесь поднимется выше отметки путепроводов транспортной развязки за счет платформы-стилобата, где разместятся торговый центр и надземная автостоянка.
Крыша объекта будет использована как открытое пространство, выполняя рекреационные функции, и свяжет площадь с главным объектом переходом, где разобьют бульвар. Он протянется до площади Белорусского вокзала. Архитектурное решение площади определят конфигурация платформы, а также элементы гостинично-офисной застройки вдоль всей ее западной границы. Высота этих зданий будет ступенчато повышаться в сторону Третьего транспортного кольца, а ритмический ряд завершится 160-метровой башней, образующей с противоположной оконечностью данного объекта подобие грандиозных ворот. Рассмотренное более года назад Архитектурным советом Москвы предложение переработано в связи с проектированием главного объекта, включающего спортивную трассу. Над проектом работало ООО "Арка". Общая площадь "исправленного" комплекса составит 189 тысяч квадратных метров, включая общественно-торговую зону, офисы, гостиницы и подземно-надземные автостоянки.
Высказываясь по данной теме, заместитель мэра И.Н.Орджоникидзе отметил: - Подобное решение нельзя назвать новым словом в архитектуре. Аналогичное уже выполнено в Дубаи. Подобные вещи носят, как правило, характер солидности, экстравагантности. Данный ансамбль нужно рассматривать совместно с площадью Белорусского вокзала. К двум вокзальным гостиницам на площади добавятся отели комплекса, и здесь мы сможем получить концентрированную, серьезную гостиничную зону с важными перспективами. Но над вопросами необходимо работать. Идею хотел бы поддержать. - Вот-вот! Туристы, извините за выражение, прямо на заднице, по лыжному склону, через центр города смогут спускаться на вокзал! - "поддержал" заместителя мэр Москвы.
В свою очередь, Ю.П.Григорьев отметил: - Что ж, архитекторам необходимо пофантазировать! В принципе, я считаю, что данное предложение - объективное. Но на соотношение высот и пропорций зданий - с точки зрения "роста" близлежащих домов и перспективы развития комплекса - посмотреть стоит. Комплекс, при подъезде к нему со всех сторон, должен "читаться" в виде сооружений разной этажности, а не казаться сплошной стеной.
Все здания, точнее, их крыши, на которые вынесены санузлы, вентиляция, имеют мощные вредные выбросы.
Я за то, чтобы в столице иметь подобные лыжные склоны. Но только не в центре города, а на окраинах, в зеленой зоне. Думаю, что идею перекрытия железной дороги, офисно-гостиничного комплекса, идею увеличения пропускной способности прилегающих улиц стоит поддержать. Но без горнолыжного спуска!
Руководитель Моспроекта-2 М.М.Посохин высказал свои соображения: - Если развивать идею перекрытия пространства над железнодорожными путями, то данная территория - очевидное место для ее реализации. Здесь имеется естественное заглубление железнодорожных путей, которое позволяет на половине Бутырского вала иметь перекрытие, не нарушая существующей системы высот на железной дороге. В целом предложенная схема застройки имеет большой объем, представляет множество интересных и весьма сложных инженерно-технических задач, которые надо решать, в принципе, и без организации горнолыжного склона.
Планируемые здесь объемы работ можно утвердить. Наклонные завершения зданий, которые при первом взгляде на них хочется отрицать, в перспективе могут оказаться положительными идеями. Поэтому я предложил бы найти компромиссное решение, которое позволит продолжить работу.
В свою очередь член ЭКОС А.А.Клименко отметил: - Плохо на сегодняшний день и у Белорусского, и у Савеловского вокзалов.
Изложенная в докладе главного архитектора транспортная схема позволяет хоть как-то решить возникший в данной зоне транспортный коллапс. А что касается необычных форм зданий, мне кажется, что решены они остроумно, комплексно и оригинально. А будет ли функционировать спуск - время покажет.
Завершая обсуждение вопроса, Ю.М.Лужков подчеркнул: - Совершенно необычное предложение! Мне очень понравилось, как проработан вопрос по перекрытию железной дороги и использованию возникших территорий и прочих магистралей. Гостиницы по Москве необходимо рассредоточить, а не концентрировать их в одном месте. Над данным вопросом нужно работать! Может быть, в этом месте и необходим комплекс из ряда отелей? Где основание?
Весьма актуальная проблема, которую необходимо обсудить: почему на такой громадный объем выполненных работ у нас получается так мало машино-мест? Их необходимо прибавить. Предложения мне нравятся, но их нужно доработать. А вот склон здесь ни к селу ни к городу. Он не нужен! Сколько бы мы там ни оригинальничали, любое решение должно быть со смыслом.
"Заха Хадид" отметился в Москве - Рассматривая концепцию развития территории ММДЦ "Москва-Сити", мы всегда увязывали ее с развитием Экспоцентра на Красной Пресне, - подчеркнул в своем докладе А.В.Кузьмин. - Предлагается увеличить объемы гостиничных функций в зоне "Сити" и Краснопресненской выставки. Рост числа отелей в данной ситуации весьма оправдан, поскольку в Международном центре на сегодняшний день мы имеем лишь две гостиницы.
Если рассматривать зону Экспоцентра, то в данном случае определена центральная ось, связывающая выставочный центр с главной площадью "Сити" и новыми станциями метро, расположенными недалеко от здания будущего отеля. Гостиницу Экспоцентра разместили не вплотную к ММДЦ, а устроили вдоль 1-го Красногвардейского проезда разрыв - плоскостные выставочные площади, - "финалом" которых и станет отель. Он будет на 800 номеров. Высота определится как нижняя составляющая "Сити" и будет достигать примерно 50 этажей. В итоге возникнет следующая система: Хаммеровский центр - парк "Студенец" - Экспоцентр, который и начнется данной гостиницей на Краснопресненской набережной, 14. Далее пойдет "Москва-Сити".
Проектная работа представлена одной из мировых величин архитектуры, бюро "Заха Хадид" (Великобритания). Победа одержана в тендере, где приняли участие всемирно известные архитектурные компании. Здание состоит из двух башен, объединенных вертикальным лифтом и имеющим бесконечные связи при проходе из одного корпуса в другой. Максимальные полезные площади для выставочных залов и конгресс-центра получены на сравнительно небольшой территории. Общая площадь объекта 26 тысяч квадратных метров. Приподнятые над уровнем земли просторные помещения выставочных залов запроектированы универсальными, с целью проведения в них выставок любого уровня. При этом ликвидируется дефицит автостоянок в существующих павильонах Экспоцентра. Площадь новой выставочной зоны прибавит четверть к уже существующей территории.
Оценивая проект, начальник УАС и СП Москомархитектуры А.М.Куренной отметил: - Я считаю, что положение гостиницы выбрано удачно, в том смысле, что она не конкурирует с силуэтом комплекса "Москва-Сити" и отодвинута в глубину относительно Москвы-реки. Зрительно здание будет смотреться ниже, чем Международный центр. Пластика здания интересна. Объект по существу красивый!
Ю.П.Григорьев тоже высказал свои соображения по данному вопросу. - Меня немножко смущает очередная "палка" гостиницы. Мне кажется, что данный комплекс будет несколько мешать новому зданию мэрии. При этом спуск - понижение высот от ММДЦ к гостинице - необходимо четко соблюсти. И здесь, я думаю, лучше бы подошла гостиница разной этажности, но меньше предложенной высоты, которая завершала бы буквой "Г" всю композицию Международный центр - Экспоцентр.
Ставя точку в обсуждении данного вопроса, мэр отметил: - Если вступать в полемику, то, следуя предложениям Юрия Пантелеймоновича, крылья гостиницы следует поменять местами: более высокое разместить со стороны "Москва-Сити", чтобы обеспечить понижение высотности зданий. Не напрямую, конечно, поскольку разрыв с ММДЦ велик, но по смысловому архитектурному решению.
"Юбилейный" осваивает город Еще одним вопросом было обсуждение проекта строительства многоэтажных туристических гостиниц категории "три звезды" из сборных железобетонных изделий производства ДСК-1. Докладывая, А.В.Кузьмин отметил, что типовой проект повторно применяется для строительства десяти гостиниц на разных участках города на базе жилого дома "Юбилейный". Специально для этого ГУП "МНИИТЭП" разработал типовой проект гостиницы на 400 номеров.
В качестве проектных организаций выступили авторские коллективы ГУП "МНИИТЭП" (руководитель - Ю.П.Григорьев) и ОАО "ДСК-1" (под руководством В.Е.Копелева).
В гостинице предусмотрен подземный этаж с автостоянкой и два надземных, выполненных в монолите, которые могут изменяться в зависимости от конфигурации участка. Следующие, с 3-го по 25-й, - из полносборных конструкций. Отделка гостиницы - облицовка монолитных этажей искусственными материалами. В полносборной части - панели под окраску. Общая площадь здания - 40 400 квадратных метров.
Обсуждая проект, Юрий Лужков подчеркнул: - Непреложно, понятно и естественно для любой гостиницы: она должна иметь достаточное количество машино-мест. 400 номеров - это уже гостиница-"крупняк"!
Пересмотрите и внесите изменения в столичные нормативы с целью увеличения их числа с прежних 64 машино-мест.
На предложение мэра А.В.Кузьмин заметил, что потребуется дополнительное время на "перепривязку" всех десяти объектов, в которых предусмотрена подземная автостоянка на 87 автомобилей. Для увеличения числа машино-мест необходим второй стояночный уровень. - Делайте стоянки в двух, в трех уровнях, но количество мест для машин в подобной "гостиничке", где к тому же предусмотрен ресторан на 500 человек, должно быть, по крайней мере, 150-200, - подытожил мэр.