Для становления жилищного строительства понадобится два года

Стремительно взлетающие цены на квартиры. Митингующие и голодающие дольщики. Недоступная из-за высоких процентов по кредитам ипотека. Такова сегодня ситуация на рынке жилья. Есть ли свет в конце тоннеля и чем вызван нынешний кризис? Об этом «Гудку» рассказал председатель комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.

– Каковы основные причины жилищного кризиса, который разразился сегодня?
– Основных причин две: административные барьеры на пути застройщиков и трудности, связанные с оснащением земельных участков под застройку коммунальной инфраструктурой.
Сегодня при подготовке земельного участка под жилищную застройку строители сталкиваются с многочисленными административными барьерами на этапе формирования земельного участка, постановки его на кадастровый учет, регистрации прав, выдачи разрешения на строительство и так далее.

Ряд вопросов вообще не урегулирован федеральным законодательством. Вот лишь один пример. Сегодня строить можно только на землях населенных пунктов. Однако процедура изменения и установления черты населенных пунктов до сих пор четко не определена. Принятый еще в конце 2004 года Государственной думой пакет из 27 законопроектов, прежде всего новый Градостроительный кодекс, серьезно упростил процедуру получения всех разрешений на застройку, особенно для индивидуального жилищного строительства. Однако до сих пор законодательство субъектов Федерации и муниципальные правовые акты не приведены в соответствие с новыми требованиями. На местах требуют согласования, не предусмотренные федеральными законами, причем в некоторых случаях их число доходит до 260.

– Как сейчас регулируется порядок выделения участков под застройку и планируется ли его изменение?
– Согласно Земельному кодексу единственным способом выделения земельных участков под жилищное строительство является аукцион. Однако, как показала практика, аукцион не может быть единственной формой предоставления земельных участков. Процесс подготовки необходимой документации и проведение аукциона занимают не менее 1,5 – 2 лет и требуют значительного времени и финансовых затрат. Органу власти необходимо провести межевание земельного участка и кадастровый учет. В результате сегодня фактически заблокирована возможность для органов власти выполнять свои обязанности по строительству жилья социального использования. Сегодня муниципалитеты должны вначале снести ветхое или аварийное жилье, расселить граждан, вывести находящиеся на участке под застройку промышленные предприятия и только потом провести аукцион по продаже земельного участка. Как правило, у них на это денег нет.
Мной и членами нашего комитета в Государственную думу был внесен соответствующий законопроект, который был принят в первом чтении 20 сентября. В частности, в этом документе предлагается механизм предоставления земельных участков, обремененных правами третьих лиц и занятых ветхим и аварийным жильем, а также предлагается предоставлять земельные участки для строительства жилья социального использования без проведения аукционов.

– А кто должен строить инфраструктуру, которая сегодня, особенно в столицах, уже является серьезным сдерживающим фактором? Предполагаю, что у строителей на нее также денег нет.
– Здесь сложность заключается не столько в строительстве инженерных сетей и коммуникаций, сколько в дефиците мощностей по электроэнергетике, газу, воде и канализованию стоков, а также в необходимости развития сети автомобильных и железных дорог, метрополитена. На мой взгляд, было бы неправильным возлагать решение этих проблем на органы местного самоуправления, а тем более – на застройщиков: у них действительно для этого нет ни средств, ни возможностей. Проблема может быть решена только в рамках инвестиционных программ, разрабатываемых на уровне субъектов и Федерации в целом, с привлечением средств федерального бюджета, а также путем ввода в эксплуатацию новых мощностей и развития магистральных сетей естественными монополиями, всероссийскими и локальными. Потенциал энергосбережения в нашей стране огромен, поскольку именно в жилищно-коммунальном комплексе расходуется около половины потребляемых в стране энергетических ресурсов. По существу, мы отапливаем не столько помещения, сколько окружающую среду. Это очень хорошо видно на примере Москвы, где нередко зимой температура на въезде в город на 5 – 6 градусов ниже, чем в центре. Убежден, что вопросам энерго- и ресурсосбережения необходимо законодательно придать тот же обязательный статус, что и вопросам безопасности в строительстве.

– В стране по объемам уверенно лидирует долевое строительство. И в то же время именно дольщики оказались жертвами строительных пирамид. Как защитить оставшихся без денег и квартир людей?
– Этот вопрос вызывает у депутатов самую серьезную обеспокоенность. На сегодняшний день насчитываются десятки тысяч граждан – участников долевого строительства, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, и более 400 объектов незавершенного строительства жилья.
Недавно палата приняла три обращения: к председателю правительства Михаилу Фрадкову, генеральному прокурору Юрию Чайке и председателю Высшего арбитражного суда Антону Иванову. В них содержатся конкретные рекомендации и меры по разрешению сложившейся ситуации. Самое главное и принципиально важное предложение – это постановка перед правительством вопроса о предоставлении пострадавшим гражданам квартир в объектах жилищного фонда социального использования. Также кабинету министров предлагается разработать механизм урегулирования задолженности недобросовестных застройщиков перед гражданами. Дума просить генпрокурора провести проверку соблюдения требований законодательства в ходе осуществления процедур банкротства застройщиков, а также принять к производству наиболее значимые уголовные дела, связанные с нарушением прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства. Высшему арбитражному суду депутаты предлагают потребовать от арбитражных судов рассмотрения в первоочередном порядке исковых заявлений, подаваемых в эти суды в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением застройщиками и инвесторами их обязательств перед гражданами.

– Что делается для развития строительной инфраструктуры на государственном уровне?
– В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» государство задает предприятиям строительного комплекса определенную перспективу. Ставится конкретная задача: довести в 2010 году объемы вводимого жилья до 80 млн кв. м. Исходя из этого, бизнес и будет планировать наращивание производства.
В то же время мы считаем, что для рационального развития мощностей, эффективного использования средств необходима государственная координация таких вопросов, как размещение производств по регионам страны, прогнозирование миграционных процессов, определение оптимальных типов жилья в увязке с местными условиями регионов. Без этого не будет нужной активности для вложения средств в развитие стройиндустрии и промышленности стройматериалов.
Государство может поддержать развитие стройиндустрии субсидированием процентных ставок по кредитам, установлением нулевых ставок таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, прямыми государственными инвестициями в научно-исследовательские разработки и подготовку кадров.

– Ваш прогноз: можно ли рассчитывать на снижение цен за квадратные метры? К какому сроку острота жилищной проблемы будет снята?
– Основная причина роста цен на жилье заключается в том, что спрос на жилье значительно превышает предложение. Благодаря высоким мировым ценам на нефть в страну поступает огромный поток валюты. В связи с тем, что Россия развивается очень неравномерно, наиболее привлекательными для проживания оказываются крупные города, прежде всего Москва, где согласно опросам, хотели бы жить около 60 млн российских граждан. В то же время предложение на рынке жилья за последний год существенно не выросло. Поэтому единственный реальный путь к снижению цен – наращивание темпов строительства жилья. По моему мнению, для становления новой системы развития жилищного строительства понадобится полтора – два года. Показателем успешности реализации национального проекта будет доля семей, способных за счет собственных и заемных средств приобрести жилье. Сегодня она составляет 9%, а в 2010 году необходимо достичь 30%. Это сложная, но выполнимая задача.

03.11.06

Закрыть

Строительный каталог