Россия построит на Украине два атомных энергоблока

Сегодня Владимир Путин отправляется в Киев. В украинской столице российский премьер проведет переговоры с президентом Виктором Януковичем и своим коллегой Николаем Азаровым. Их основной темой станет экономическое сотрудничество двух стран. В частности, в сфере топливно-энергетического комплекса.

Отдельно пойдет речь и об атомной энергетике. На Украине работают четыре АЭС, причем одна из них (Запорожская) самая крупная в Европе. Она обеспечивает энергией весь юго-восток страны и Крым. Станция работает на российском топливе, а недавно Москва и Киев решили построить на Украине собственный завод по производству так называемых ТВЭЛов. И это лишь начало сотрудничества.

Здесь ничего не делается без команды. Малейшее отклонение от технологического режима — ЧП. Запорожская атомная, в советские времена она называлась Южно-Русской, самая большая станция в Европе. Шесть энергоблоков-миллионников питают крупнейшие промышленные области Юго-Востока страны и Крым.

На украинских атомных вырабатывается более 40% всей электроэнергии — топливо нужно как воздух.

В машинном зале энергоблока не только шумно, но и всё время чувствуется легкая вибрация бетонного пола. Атомщики шутят, что это бьётся сердце турбины. Для того, что бы это сердце работало без перебоев, в ядерный реактор надо загружать не меньше 40 тонн топлива ежегодно.

Ядерное топливо — тепловыделяющий элемент, сокращенно ТВЭЛ, сложное инженерное изделие, часть конструкции атомного реактора. С советских времен украинские станции работают на ТВЭЛах российского производства. Ежегодная потребность Украины — более 700 вот таких сборок.

При Ющенко часть ТВЭЛов решили покупать у американской фирмы «Вестингауз». Это был откровенно политический жест, в надежде получить скидку за «правильный выбор». Испытания американских сборок на украинских реакторах идут до сих пор, но результаты не радуют. Владимир Седнев, атомщик с тридцатилетним стажем, уверен, использовать американское топливо в украинских реакторах — все равно, что заливать в машину вместо бензина подсолнечное масло. Может экономически или политически это выгодно, но абсолютно небезопасно.

«Зачем брать такое топливо, когда у нас уже имелся опыт эксплуатации российского топлива, который исключал все негативные моменты», — считает экс-заместитель главного инженера ЗАЭС по ядерной безопасности Владимир Седнев.

На украинских атомных вырабатывается более 40% всей электроэнергии — топливо нужно как воздух. Уже при Януковиче правительство провело тендер по строительству завода ТВЭЛов на Украине трезво и без политики. Из двух претендентов — «Вестингауз» и российский ТВЭЛ — лучшее предложение сделали россияне.

Олег Григорьев, исполнительный директор корпорации ТВЭЛ по СНГ и Восточной Европы говорит: «Мы планируем создать максимально компактное и максимально эффективное производство, которое будет соответствовать самым высочайшим мировым стандартам, потому что завод должен работать минимум 60 лет».

Сейчас идет процесс согласования — выбирается подрядчик с украинской стороны, определяется место строительства. Есть и первые претенденты. например, промышленный Днепродзержинск. Да и в Энергодаре, городе-спутнике Запорожской АЭС, были бы не против размещения такого завода.

«Это и рабочие места, и возможность развития социального, развития города и будущее детей. Ведь завод — это совершенное производство. Я считаю, что каждый город должен за счастье такой завод иметь возле себя», — отметил Вячеслав Тищенко, генеральный директор Запорожской АЭС.

Еще один масштабный российско-украинский проект, который будет реализован в ближайшем будущем — достройка двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Финансирует строительство Сбербанк России.

Герман Греф, председатель правления Сбербанк России: «У нас нет ни грамма сомнений в том, что в сотрудничестве с «Росатомом» этот проект может быть реализован».

Документы на первый кредитный транш — один миллиард долларов — должны быть подписаны уже до конца года.

27.10.10

Закрыть

Строительный каталог