Отставка мэра Москвы Юрия Лужкова — это, безусловно, новость номер один. Смену власти в Москве можно сравнить не то, что бы с государственным переворотом (все-таки президент — не революционер, и действовал он в рамках своих полномочий), но с чем-то близким к тому.
Впрочем, разговоры о том, что «Лужкова скоро снимут» сопровождали мэра практически всю его длинную карьеру. Политологи насчитывают то ли восемь, то ли девять попыток «съема».
В девяностые годы Лужков сумел сотворить чудо — удержать город от коммунального краха. В те смутные времена жители российских городов запросто могли месяцами сидеть без электричества, тепла, воды.
Москвичи избежали этой ужасной участи, поскольку Лужков заставил работать коммунальные службы. Из кранов исправно текла вода, метро методично функционировало, тепло без перебоев подавалось в дома.
Юрий Михайлович — человек очень разный. Он менялся и эволюционировал вместе с нашим странным капитализмом, и, в конце концов, стал его символом. Чиновник наивысшего ранга и его супруга — владелица крупной строительной компании, строящей жилье для очень обеспеченных покупателей. И как же этот Лужков отличается от того, далекого «Лужка» девяностых — обаятельного, делового, энергичного человека, который действительно болел за город и его жителей.
Из-за этой двойственности личности бывшего мэра, с именем Юрия Лужкова москвичи связывают и хорошее, и не очень. Из хорошего, — надбавки к пенсиям, бесплатный проезд в транспорте для пенсионеров, Храм Христа Спасителя, строительство социального жилья для очередников, переселение из пятиэтажек, общий расцвет строительного комплекса, дорожную реконструкцию (и первой реконструированной дорогой была МКАД, за что московские водители ЮМЛ просто боготворили).
В то же время с ним ассоциируется: варварское отношение к историческим памятникам, безобразные скандалы в Бутово и Речнике, жена — миллиардеша, выдавливание коренных москвичей из «богатых» районов вроде Остоженки, кучерявые скульптуры Церетели, пробки и заторы на дорогах. Списки плюсов и минусов можно продолжать, мы ведь назвали далеко не все.
Между тем, 90% опрошенных отметили, что слушали о том, что Лужкова досрочно отправили в отставку. 8% — что-то слышали об этом и только 2% не слышали. 48% респондентов уверены, что от этого события пострадает город. 40% — полагают что нет. 7% уверены, что все останется без изменений, 5% — затруднились ответить на этот вопрос. В результате можно сказать, что мнения участников опроса разделились пополам, поскольку ответы «нет, город не пострадает» и «все останется без изменений» очень близки по смыслу. Итог: 48% против 47% (40% + 7%).
Те, кто считает, что город без Лужкова будет жить хуже (48%), опасаются, что пропадут московские льготы: «надежд на то, что останутся льготные программы — мало»; «льготы могут отнять»; «социальные выплаты могут уменьшиться»; «льготные жилищные программы пойдут на убыль»; «не будет субсидий у льготников»; «отнимут льготы у моих родителей».
Люди также боятся, что увлекшись «дележкой» власти, чиновники о них просто перестанут думать: «пока будут делить власть, забудут о народе, о его житье-бытье», «пострадают пенсионеры, они станут не нужными», зато расцветет преступность: «ухудшится криминальная обстановка, криминал поднимет голову, начнутся разборки».
Станут меньше строить: «уменьшится строительство, из-за этого уменьшатся поступления от налогов»; «будет замедлено льготное жилищное строительство»; «снизится его качество»; а также — подорожают жилищно-коммунальные услуги.
Москвичи беспокоятся, что «пока новый мэр войдет в курс дела, налаженная городская система даст сбой», и даже — ухудшится экологическая обстановка.
Те, кто уверен в том, что город не скатится к худшему либо останется без изменений (47%), так прокомментировали свою позицию: «пенсионеры не будут унижаться подачками»; «будет больше заботы о пенсионерах»; «людям станет лучше». Прозвучало мнение, что в Москве станет меньше совершаться преступлений: «очистят город от криминала»; «установится более спокойная жизнь, безопасная». Сократится количество гастарбайтеров: «разберутся с пребыванием иностранцев»; «ограничится прием рабочих из стран СНГ». Высказывалась также надежда на то, что в городе станет меньше приезжих, покупающих жилье, и оно окажется более доступно для москвичей: «уменьшится приезд гостей со всего мира, подумают о москвичах-очередниках. Сейчас жилье по карману только богатым, которые его потом внаем сдают»; «будет доступное по цене строительство».
Москвичи думают, что новые власти станут бережнее относиться к московской архитектуре: «может быть, перестанут Москву сносить»; «подумают о старой Москве более разумно»; «откажутся от генерального плана». И еще: «больше демократии будет, свобода слова, раньше митинги запрещали».
Уход Лужкова люди связывают и с уменьшением объемов коррупции: «или прекратится воровство, или еще больше станет, если останется его команда»; «меньше будут воровать». Но среди комментаторов были и те, кто видит эту проблему по-другому, а именно, что коррупция среди московских чиновников останется неизменной: «одного вора заменят другим»; «новой команде надо будет увеличивать свой капитал». В заключении приведем вот такое эмоциональное высказывание: «Что, город без Лужкова пропадет?».
25% участников из группы, которая считает, что с уходом Лужкова в городе станет хуже, уверены, что будут отменены льготные жилищные программы, жилищно-коммунальное хозяйство — назвали 17%, льготы пенсионерам — выбрали 15,9%, строительство — 15,9%, транспорт — 14,8%, дороги — 11,4%.
Вместе с отставкой Юрия Лужкова в СМИ появились мнения о том, что на рынке недвижимости произойдут сильные перемены, которые затронут и стоимость квадратного метра жилья.
44% участников опроса тоже уварены, что цены на жилье в связи с отставкой мэра изменятся. 40% уверены, что нет. 16% — затруднились ответить на этот вопрос. Среди тех, кто уверен, что цены на жилье изменятся 35% считают, что они понизятся, 28,3%, что понизятся, 36,7% затруднились с ответом.
Итоги опроса, который провел журнал Metrinfo.Ru, показали, что москвичи так и не дали определенного ответа, изменится ли жизнь в Москве к худшему или к лучшему. Но в любом случае, новой московской власти стоит учесть эти настроения: и опасения москвичей за изменения в жилищно-коммунальной и социальной сферах, а также их надежды на то, что следующее руководство города проявит большую заботу о конкретном человеке и пощадит архитектурный облик Москвы. В славные советские времена пожелания от народа властям называли «наказом». Вот с ним бы хорошо и ознакомиться государственным деятелям, которые придут на смену Лужкову.