Российским оценщикам представили проект изменений в закон «Об оценочной деятельности». По их мнению, эти поправки могут неоднозначно сказаться на оценочной деятельности.
Поправки касаются порядка проведения и внедрения методик экспертизы отчетов об оценке. На сегодняшний день эта сторона деятельности оценщиков слабо регламентирована и нуждается в установлении правил, которые уже формируются на уровне СРО. Неоднозначность предложенных поправок заключается в «перетягивании одеяла на себя» структурами федерального центра.
«Что касается формирования процедур проведения экспертизы и введения централизованного платного квалификационного экзамена (Статья 211. Единый квалификационный экзамен), данные поправки слабо кореллируют с духом процессов саморегулирования, которые с таким трудом происходили в последние годы», — говорит директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar Игорь Лучков.
Оценочная деятельность в России начала формироваться в середине 90-х годов. В то время оценщики были «свободными художниками». Но уже в 1998 году появляется закон об оценке и вводится лицензирование. Начинается процесс регулирования оценочной деятельности государством, деятельность оценщиков берется под контроль. В начале 2000-х годов появляется понятие «саморегулирование», которое декларировало отказ от централизованного управления, вносятся поправки в закон. В 2007-2008 годах появляются первые саморегулируемые организации (СРО) и претворяются в жизнь инструменты их деятельности. В Санкт-Петербурге первая СРО была создана в 2009 году. До этого петербургским оценщикам приходилось вступать в региональные СРО.
Саморегулирование — это возможность контроля и при необходимости оказания помощи оценщикам непосредственно на местах. Важнейшим инструментом является деятельность экспертного совета, призванного защищать интересы потребителей услуг от некачественного продукта и повышать уровень отчетов об оценке.
По словам экспертов, данные поправки могут повлиять непосредственно на деятельность оценщиков и экспертов. Например, если оценщик выполняет госзаказ, то после этого необходима экспертиза результатов оценки. «Сейчас этот совет состоит из опытных и уважаемых оценщиков и не только проверяет качество отчетов, но и решает возникающие разногласия. Кто в дальнейшем будет проверять работу оценщиков и на каких принципах, сказать сложно. Не будет ли такой экзамен лишь платной формальностью, заменяющей истинную оценку и репутацию, заработанную временем и опытом?» — задается вопросами Игорь Лучков. От решения экспертного совета зачастую зависит судьба крупной сделки и репутация, а иногда и будущая деятельность оценщика.
Предлагаемая система отбора экспертов предполагает создание централизованного органа, отвечающего за отбор экспертов и разработку методики их деятельности. Иначе говоря, есть риск создания очередной бюрократической системы. При этом экзамен будет приниматься только централизованно и на платной основе, и всем оценщикам из регионов также придется регулярно ездить в Москву. Учитывая протяженность границ России, можно понять, насколько экзаменация в Москве может стать неудобной, отмечают игроки рынка.
В связи с необходимостью изменений, по мнению Игоря Лучкова, можно внести следующие предложения:
- вносить изменения в закон основе тщательного изучения опыта «на местах»;
- обратить внимание на правила и стандарты работы, которые сформировались на сегодняшний день;
- российским СРО разработать свои стандарты, правила, отработать их, проанализировать и после этого следует создавать методические рекомендации по проведении экспертизы и порядку проведения экзамена;
- проводить аттестации и экзамены на местах при отдельных СРО в каждом регионе.
Подобные действия позволят сделать оценочную деятельность в России более эффективной, уверены эксперты NAI Becar.