Российские власти могут отложить на неопределенное время проект строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропорту Домодедово, одном из крупнейших аэропортов России, по причине недостатка средств, либо совсем откажутся от этого проекта, сообщили РИА Новости несколько источников в авиаотрасли.
В настоящее время в собственности ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» находятся рулежные дорожки, взлетно-посадочные полосы, стоянки воздушных судов и прочее, которые арендуются группой «Ист Лайн» (владеет аэровокзальным комплексом). Поскольку аэродромная инфраструктура принадлежит государству, то средства на ее модернизацию выделяются из федерального бюджета. Объем потенциальных затрат на строительство ВПП самой высокой категории по международным стандартам, способной принимать широкофюзеляжные суда, например Airbus A-380, и работать при любых погодных условиях, оценивается более чем в 1 миллиард долларов.
По словам одного из источников РИА Новости, власти не отказывается от идеи строительства третьей полосы в Домодедово, просто сроки строительства перенесены на неопределенное время из-за нехватки средств. «Совсем недавно прошло секвестирование бюджета, и было принято решение о том, что деньги под строительство ВПП выделяться пока не будут», — сказал собеседник агентства.
В то же время другой источник говорит, что государство, скорее всего, не будет строить третью полосу в Домодедово, а ограничится лишь реконструкцией второй ВПП, которая по планам должна начаться в 2011 году и завершиться до 2014 года.
При этом он отмечает, что перенос сроков строительства третьей взлетно-посадочной полосы и начало реконструкции второй никак не скажется на пропускной способности аэропорта.
С ОДНОЙ МОЖНО, НО СЛОЖНО
«Сейчас в Домодедово эксплуатируются две полосы, которые не зависят друг от друга и по ним можно одновременно проводить взлетно-посадочные операции. Кроме того, в Домодедово даже в пиковый по пассажиропотоку 2008 год успешно справлялся с отправкой и приемом лайнеров с одной полосой (вторая как раз была на реконструкции)», — считает собеседник агентства.
Вместе с тем, позиция самого Домодедово отличается от этого мнения. В частности, в пресс-службе аэропорта РИА Новости сообщили, что ВПП-2 построена в 1968 году и в ближайшее время — примерно в 2014 году — потребуется ее реконструкция. «Если просто закрыть полосу, это приведет к коллапсу, одна оставшаяся полоса не сможет обслужить всех пассажиров. Этих пассажиров не сможет взять на себя ни Шереметьево, ни Внуково», — говорится в сообщении пресс-службы.
«Аэропорт Домодедово готовился к этой ситуации заранее: мы планировали, прежде чем закрывать ВПП-2, построить третью полосу. Проектные работы, которые шли полным ходом, сейчас по требованию Росавиации приостановлены. По реконструкции ВПП-2 пока нет даже проектной документации», — отметили в пресс-службе.
НА ГРАНИ
По оценкам главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, предельная пропускная способность с двумя взлетно-посадочными полосами в Домодедово составляет 33 миллиона пассажиров в год, а с одной — сократится до 24 миллионов пассажиров в год. При этом по итогам 2009 года аэропорт обслужил около 18 миллионов человек.
Оценить, какой пассажиропоток выводит аэропорт на прибыль, невозможно из-за того, что Домодедово не раскрывает своих финансовых показателей.
Вместе с тем, Пантелеев считает, что если строительство третьей полосы откладывается, а вторую закроют на реконструкцию, то введение в эксплуатацию нового терминала, строительство которого аэропорт планирует, при одной работающей полосе нецелесообразно.
«При эксплуатации только одной взлетно-посадочной полосы Домодедово не сможет реализовать в полной мере потенциал роста и после 2015 года недополученный пассажиропоток может составить до 15 миллионов пассажиров ежегодно», — считает Пантелеев. По оценкам эксперта, стоимость строительства третьей ВПП со всей инфраструктурой может превысить 1 миллиард долларов.
В Росавиации от комментариев отказались.
Представители крупнейших авиакомпаний, базирующихся в Домодедово, сказали РИА Новости, что не планируют менять аэропорт базирования и не видят проблем с пропускной способностью из-за ремонта второй ВПП и отказа или переноса сроков строительства третьей.