Медведев и Путин дрессируют «жирных котов»

Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин разошлись во взглядах на возможность снижения ставок по банковским кредитам. Глава правительства пообещал найти управу на банкиров, которые тормозят снижение ставок, в лице Центробанка и Минфина.

Ипотека снижение ставок

В то же время глава государства признал невозможность в директивном порядке заставить банки снижать ставки по кредитам. Эксперты объясняют это тем, что банкиры не верят, что кризис уходит в прошлое, и не меньшее опасение у них вызывает ожидаемое восстановление экономической активности в России, следствием которого может стать рост инфляции.

На заседании президиума Совета по нацпроектам, проходившем в минувшую пятницу в Тамбовской области, Владимир Путин предъявил счет банкам, которые, по его мнению, медленно снижают процентные ставки по кредитам. И это при том, что ставка рефинансирования ЦБ находится на исторически самой низкой точке — 7,75%, а спрос на кредиты стал устойчивым.

Объем кредитов, выданных населению, на 1 июня составил 3,6 трлн. руб. В мае он вырос на 1,2%, а с начала года — на 1,1%.

Именно это дает основание банкирам заявлять, что сложившийся уровень ставок по кредитам — в среднем в пределах 12% — оптимален и дальнейшее снижение ее экономически нецелесообразно. Более того, осенью ставки могут пойти вверх. Глава Сбербанка Герман Греф в июне выступил с предостережением, что банковская система страны не готова к низким ставкам по кредитам, которые установились на рынке. Многие банки из-за этого будут иметь отрицательную или очень низкую маржу. Однако премьера в этой ситуации больше заботит реальный сектор экономики, погоду на котором во многом делает потребительский спрос, формируемый в том числе за счет программ кредитования. «Коммерческие банки не реагируют на реалии в экономике, ЦБ и Минфин должны с ними работать», — подчеркнул Путин. По его мнению, все условия для снижения ставок по кредитам уже созданы и дополнительные не нужны.

С другого конца России — из Биробиджана — премьеру оппонировал президент. Дмитрий Медведев считает, что ипотечная ставка снизится, но это произойдет по естественным экономическим причинам, а не директивно. «Я уверен, что ипотечная ставка снизится, должно стать чуть-чуть спокойнее», — сказал он во время встречи с представителями малого и среднего бизнеса Еврейской автономной области. Однако это не может произойти независимо от ситуации на рынке.

Президент напомнил, что несколько лет назад ипотечная ставка снижалась, но кризис все испортил.

Сейчас ставка рефинансирования ЦБ самая низкая в истории современной России, но ставка по ипотечным кредитам выше. «Потому что эта банковская маржа включает те вещи, которые банки считают правильным проецировать на экономику», — пояснил Медведев. Ранее он подчеркивал, что ставка по ипотеке на уровне 10,5–11% — для нашей страны приемлема, но по-хорошему оптимальной ставкой во всем мире считается 6–8%.

В Биробиджане президент признался, что лично ему трудно кидать камень в «жирных котов» — то есть в банки, поскольку они не изолированы от мировой ситуации. По его словам, государство пытается влиять на них, но делать это следует «не втупую», поскольку невозможно в директивном порядке заставить коммерческие банки снизить ипотечную ставку. Позиции президента и премьера по вопросам влияния государства на банковский сектор не тождественны. Медведев и Путин как бы заочно оппонируют друг другу, заявляя о разных способах решения стоящей задачи. Какой подход возобладает — покажет время. Со своей стороны, эксперты признают, что у финансовых властей России достаточно административного ресурса, чтобы повлиять на кредитную политику банков. Однако искушение в очередной раз «вручную поуправлять» экономикой может иметь негативные последствия. Главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов напомнил, что банки сегодня не могут снижать ставки по кредитам, поскольку привязаны к ставкам депозитов, которые в прошлом году привлекались под очень высокие проценты. Теперь кредитным учреждениям приходится платить по этим кризисным счетам.

Другим сдерживающим фактором для банков являются опасения снижения платежеспособности российских предприятий-экспортеров как прямое следствие падения спроса на сырье и металлы в охваченных кризисом странах Евросоюза. Плюс к этому — высокий уровень внешней задолженности российских компаний — около 300 млрд. долл. Угрозы для отечественной экономики, с которыми не может не считаться банковский сектор, по мнению Миронова, исходят и от ближайших соседей РФ — Азербайджана, Казахстана, Молдовы, которые на 15–30% ориентированы на экономические связи с наиболее пострадавшими от кризиса членами Евросоюза — Португалией, Италией, Испанией и т.д. Все эти обстоятельства заставляют банки не спешить с удешевлением кредитов для бизнеса и населения.

Ставки по кредитам не снижаются еще и потому, что банкиры не верят в способность финансовых властей России в долговременной перспективе удерживать инфляцию на низком уровне. По словам аналитика ФК «Уралсиб» Леонида Слипченко, существуют опасения, что рост цен в стране по итогам текущего года окажется выше официальных прогнозов, составив порядка 7,5%. Причем это будет даже заслуга не Минфина и ЦБ, а кризиса, следствием которого стало падение спроса. Восстановление экономической активности может сопровождаться высокой инфляцией. При таком раскладе выданные под 6–8% годовых в рублях ипотечные кредиты станут для банков разорительными. «Ипотечные кредиты не являются достаточно выгодным инструментом для банков. Ипотека должна приносить прибыль. Хранить ее на балансе или продать, как это можно было до кризиса, в нынешней ситуации невозможно», — убежден Слипченко.

05.07.10

Закрыть

Строительный каталог