С 1 июля меняется порядок оформления разрешений на работу для трудовых мигрантов. Теперь приезжие, которые желают устроиться на работу к частным лицам, должны оформлять так называемые патенты. Обходиться документ будет в тысячу рублей в месяц.
При этом мигрант освобождается от уплаты подоходного налога, а работодатель, при наличии у работника такой бумажки, обязан при приёме на работу гарантировать ему соблюдение Трудового кодекса. Помогут ли нововведения побороть нелегальную миграцию, выясняла корреспондент "Вести ФМ" Екатерина Казанцева.
По сути, новый документ — патент на право работы по найму у частных лиц — это видоизменённая форма разрешения на работу. Правда, теперь это ещё и документ, удостоверяющий, что мигрант платит налог с заработанных здесь денег. Ставка фиксированная. Для самого мигранта — это, конечно, весьма выгодно. Плати тысячу в месяц — и работай спокойно. Сколько ты заработал — ни ФМС, ни налоговую инспекцию абсолютно не интересует.
Частное лицо, нанимающее себе на работу трудового мигранта, обязано теперь интересоваться наличием такого патента у потенциального садовника или сторожа.
Если наёмный рабочий по-прежнему трудится нелегально и это стало известно сотрудникам ФМС, для обеих сторон предусмотрены штрафы, объясняет начальник отдела по связям с общественностью Федеральной миграционной службы Константин Полторанин.
"Если человек, частное лицо нанимает к себе на работу мигрантов — няню, повара или бригаду для ремонта — ему нужно осведомиться наличием патента и квитков, подтверждающих оплату патента. В противном случае он так же, как и они, может попасться на административном правонарушении и должен будет заплатить штраф — от 2 до 5 тысяч рублей", — говорит Полторанин.
Раньше трудовые отношения мигрантов с частными лицами никак не контролировались. Взять к себе на легальную работу трудового мигранта означало бесконечную беготню по инстанциям.
Кроме того, такой поток нелегалов в частном секторе породила система получения разрешений на работу, считает председатель международной ассоциации "Трудовая миграция" Николай Курдюмов.
"Мигранты должны получать разрешение на работу. А оформить его — непросто. На разрешения есть определённые квоты, их дают работодателям. И если точно не предполагалось, что мигранты будут работать в компании, имеющей квоту, разрешение фактически они оформить себе не могли. Теперь мигранты, которые работают у физических лиц (а таких, по оценкам ФМС, несколько миллионов), надеемся, будут оформлять такие патенты", — поясняет Курдюмов.
В ФМС надеются на то, что хотя бы треть приезжих обзаведётся такими патентами. Это весьма выгодно государству — хотя бы потому, что бюджету будут гарантированы стабильные поступления денег от этих патентов и ответственность за приезжего полностью ложится на работодателя. А вот выгодны ли нововведения нанимателям — вопрос спорный. С одной стороны, спрашивать с такого работника можно строже. Но с другой, ему нужно гарантировать соблюдение трудовых прав — на отдых, медицинское обслуживание и так далее. Готовы ли к таким взаимоотношениям с мигрантами россияне, пока неизвестно. По статистке, более половины приезжих, занятых в частном секторе, работают нелегально. А это говорит и о том, что и нанимателям пока проще набирать людей, не вдаваясь в дебри трудового законодательства.