Уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями, возбужденное в отношении заместителя мэра Москвы Александра Рябинина, якобы вынудившего неназванного предпринимателя отдать нежилое помещение в центре города под бутик для своей дочери, вызывает определенные вопросы.
По одной из версий, сам факт того, что Рябининым заинтересовались органы, может быть связан с принципиальной позицией чиновника в делах строительства. Рябинин занимает пост председателя контрольного комитета столицы и, как отмечают участники рынка, с появлением данного ведомства условия согласования документов для возведения построек значительно ужесточились. А значит, и врагов у него появилось предостаточно.
Вторит застройщикам и префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь. "С января 2009 года возглавляемый Александром Рябининым комитет резко ужесточил правила продления инвестиционных контрактов. И хотя господин Рябинин просто требовал от бизнесменов выполнения добровольно взятых на себя обязательств, председатель Мосинвестконтроля стал костью в горле для недобросовестных инвесторов", — заявил Митволь "Коммерсанту". Мало того, по словам префекта, ввиду угрозы покушения Рябинин был взят под охрану милицией.
«Понимаю, сколько недовольных позицией Александра Рябинина сейчас аплодируют новости о возбуждении дела. Считаю, что правоохранительные органы должны очень тщательно разобраться во всех его обстоятельствах». Олег Митволь
Вступился за фигуранта громкого дела и депутат Госдумы Александр Хинштейн. Парламентарий напомнил, что в мэрию Рябинин пришел из бизнеса и является далеко не бедным человеком. Он владеет 6,09% акций ОАО "Сити" — компании, управляющей строительством объектов в деловом центре "Москва-Сити".
"Говорить о том, что он принуждал кого-то отдать безвозмездно под бутик своей дочери какие-то 200 метров — с его-то положением и возможностями — просто смешно", — считает Хинштейн. Упомянутое уголовное дело, по его мнению, — такая же "подстава", как и следствие в отношении председателя комитета рекламы Владимира Макарова, обвиненного по той же статье, но освобожденного из-под стражи в прошлом месяце. В пользу своей версии Хинштейн привел тот факт, что Рябинин "слывет человеком, с которым невозможно договориться".
Впрочем, далеко не все придерживаются версии о честном чиновнике, ставшем жертвой недоброжелателей. "Мосинвестконтроль был единственной инстанцией, которая хоть что-то контролировала в исполнительной власти Москвы, — отмечает глава партии "Яблоко" Сергей Митрохин.
«Власть у Александра Рябинина была огромная, и соблазны были велики». Сергей Митрохин
В московской мэрии вчера от расширенных комментариев по теме воздержались. Однако выразили свое недовольство тем, что возбуждение уголовного дела стало для них полной неожиданностью. Первый заместитель мэра Юрий Росляк в эфире ТВЦ пообещал, что с этой проблемой они "будут разбираться".
А сегодня правительство Москвы выступило с заявлением о невиновности Рябинина. "Рябинин возглавил Москонтроль в 2006 г. в период предкризисного пика инвестиционной и деловой активности. Одним из основных направлений новой службы был определен особый контроль за соблюдением законности при осуществлении хозяйственной деятельности города, абсолютным исключением коррупционных схем. Жесткость и бескомпромиссность Рябинина при рассмотрении вопросов и принятии решений вызывали в некоторой части предпринимательского сообщества и среди так называемых лоббистов сильнейшее раздражение. Появлялись анонимки, а зачастую угрозы в его адрес", — говорится в сообщении горадминистрации.
Руководство Москвы убеждено в высоких морально-этических качествах Рябинина, "иначе ему не был бы доверен пост руководителя главной контрольной службы правительства Москвы".
Мэрия напомнила: "В силу разных обстоятельств против некоторых руководителей городских служб и ранее предпринимались действия правоохранительных органов, но всякий раз, как, например, в случае с первым заместителем руководителя Департамента имущества правительства Москвы Владимиром Авековым и главой Департамента финансов правительства Москвы Юрием Коростелевым, они заканчивались ничем". "Так, очевидно, будет и на этот раз", — подчеркивается в сообщении.