Главным итогом визита в Москву премьера Греции Георгиоса Папандреу стало заявление о том, что Афины готовы к созданию СП с "Газпромом" для реализации проекта South Stream. Как заявил "Ъ" господин Папандреу, формальности почти улажены и соглашение будет подписано в ближайшее время. В благодарность за это, а также за готовность Афин поддержать претензии South Stream на получение статуса трансъевропейской сети РФ подтвердила заинтересованность в проекте нефтепровода Бургас—Александруполис. Москва пообещала, что нефти у нее хватит и для этой трубы, и для конкурирующего маршрута Самсун—Джейхан. Правда, помогать Греции в преодолении долгового и бюджетного кризиса Россия не будет.
"Мы готовы к подписанию соглашения о создании совместной проектной компании по проекту South Stream",— заявил Георгиос Папандреу на вчерашней пресс-конференции по итогам переговоров с премьером РФ Владимиром Путиным. Как пояснил "Ъ" господин Папандреу, "процесс создания СП для строительства греческой части практически завершен, как и подготовка ТЭО". Пресс-секретарь премьера РФ Дмитрий Песков уточнил "Ъ", что на подписание соглашения по СП Россия и Греция надеются выйти "в ближайшие месяцы": "Мы приветствуем, что новое правительство Греции подтвердило участие в проекте".
Этим дружественные шаги премьера Папандреу навстречу South Stream не ограничились. Накануне переговоров он заявил, что Греция обратится в органы ЕС с просьбой включить этот проект в систему трансъевропейских энергетических сетей. По словам Дмитрия Пескова, ту же позицию господин Папандреу обнародовал вчера на переговорах с Владимиром Путиным. "Мы полностью поддерживаем эту идею. South Stream проходит через территории нескольких членов ЕС, в работе над проектом помимо "Газпрома" участвуют итальянская ENI и французская EdF, так что он является трансъевропейским де-факто. Теперь этот статус необходимо закрепить и де-юре",— заявил господин Песков.
Статус трансъевропейских энергетических сетей (TEN-E) определен в постановлении Европарламента и Совета ЕС N 1364/2006/EC от 6 сентября 2006 года. Согласно этому документу, получение статуса TEN-E открывает возможность получать финансирование для проекта из бюджета Евросоюза. Кроме того, проекту, имеющему статус TEN-E, должна оказываться поддержка по линии Совета ЕС и Еврокомиссии: все участвующие страны должны проводить экологические экспертизы и давать разрешение на строительство в сжатые сроки. В случае задержек регуляторы ЕС имеют право вмешиваться и ускорять процесс. Этот статус уже имеют проекты Nabucco и Nord Stream.
Теперь главным препятствием на пути South Stream остается согласование условий участия в проекте Болгарии — вчера глава "Газпрома" Алексей Миллер провел на этот счет переговоры в Софии с премьером Бойко Борисовым и президентом Георгием Пырвановым.
Судя по всему, платой за помощь Греции проекту South Stream стали ответные шаги Москвы по проекту нефтепровода Бургас—Александруполис. Незадолго до переговоров в РФ заместитель министра энергетики Греции Яннис Маниати сообщил, что Афины намерены поинтересоваться, хочет ли Россия строить эту трубу и хватит ли у нее нефти. Этот вопрос был вызван тем, что в августе прошлого года в ходе визита в Турцию Владимир Путин обещал поддержать проект создания альтернативного нефтепровода Самсун—Джейхан. Как сообщил "Ъ" Дмитрий Песков, вчера Владимир Путин заверил греческого коллегу в готовности строить и Бургас—Александруполис. "Мы исходим из того, что наших ресурсов хватит на оба проекта",— заявил он. По словам господина Пескова, дело теперь за согласием Болгарии.