Строители стали охотнее брать оборудование в аренду, чтобы в трудный момент оперативно от него избавиться. На фоне общего падения спроса на технику эта тенденция обнадеживает «прокатчиков» и даже привлекает на этот рынок новых игроков, пишет газета «Недвижимость и строительство Петербурга».
Бизнес начал быстро развиваться в Петербурге за три-четыре года до кризиса, компании предлагали разнообразное оборудование: от ручного инструмента и генераторов до бытовок и подъемников — всего, что может пригодиться на стройплощадке (за исключением крупной техники, например дорожной). Каждый год спрос в этом сегменте увеличивался минимум на 20-25%. В 2008-м основные игроки оценивали его емкость в 60-70 млн евро.
До кризиса на питерский рынок вышли крупные скандинавские фирмы, что существенно обострило конкуренцию. Эти компании ссылались на западный опыт, где строители арендуют до 70-85% необходимых машин. У нас же соотношение между покупной и арендуемой техникой в арсенале строителей составляет примерно 80 на 20% (за исключением иностранных подрядчиков).
Участники рынка по-разному оценивают масштаб ущерба от влияния кризиса — от 30 до 50%. По словам Александра Степочкина, гендиректора компании «Рамирент», в настоящее время тенденция такова: строители чаще арендуют недостающее оборудование, чем покупают новое, ведь арендные ставки упали, а финансовые возможности заказчиков ограничены. Другое дело, что в два раза снизились цены на б/у технику, возраст которой насчитывает один-два года, стало менее востребовано оборудование, которое используется на начальном этапе строительства. Уменьшилось число клиентов из сектора коммерческого строительства, хотя до кризиса на их долю приходилось до 80% всех заказов. Однако несмотря на это на рынке появляются новые игроки, заключает издание.