Архитекторы полагают, что нельзя обвинять Нодара Канчели

Обрушение крыши Басманного рынка унесло несколько десятков жизней. Это не первая архитектурная трагедия, случившаяся в последнее время. Достаточно вспомнить жертв Трансвааль-парка или жертв обрушившейся кровли бассейна в Чусовом. Это - печальный повод говорить об архитектуре.

Сегодня гости в студии - архитекторы Андрей Гозак и Ирина Коробина. Они говорят о том, возможна ли безопасная архитектура, здания, которые, может быть, в ущерб внешней привлекательности, были бы надежны и могли бы устоять перед риском техногенной катастрофы?
Ирина Коробина считает, что после трагедии 11 сентября стало ясно, что безопасности не существует. Техногенные катастрофы и терроризм сделали особенно опасными именно большие здания, в которых собирается огромное количество людей. И не во власти архитектора это предусмотреть. Потому что прямое попадание гранатомета не выдержит здание даже с очень толстыми стенами.

Но если говорить о повседневной, мирной жизни, то в первую очередь стоит ставить вопрос о культуре эксплуатации, полагает Андрей Гозак. Когда мы покупаем швейную машину, мы получаем инструкцию по эксплуатации, а когда строятся такие огромные сооружения, мы не получаем ничего. Не существует принудительных проверок состояния здания, а они необходимы.
Тем более, что сегодня очень снизился уровень культуры строительства. Все коммерческие здания строятся напоказ. Строятся гастрабайтерами, непрофессионалами. Никто не следит за тем, сколько со стройки было украдено цемента и соответствует ли построенное здание каким бы то ни было строительным нормам.

Архитекторы несут моральную ответственность за судьбу здания. Техники отвечают за него расчетами.
Но главная ответственность лежит на эксперте, который это здание принимает к эксплуатации. Хозяин здания, должен знать, как им пользоваться. Так что в конечном итоге - именно эксперт отвечает за все.
Архитекторы полагают, что нельзя обвинять в трагедии на Басманном рынке его архитектора, Нодара Канчели. Он - выдающийся конструктор. Просто - нельзя строить самолет в расчете на человека, который не знаком с его устройством.
Члены специальной комиссии Московского правительства в программе "Панорама" с Владимиром Авериным.

27.02.06

Закрыть

Строительный каталог