Митинг, прошедший вчера на площади перед Финляндским вокзалом, бесспорно оказался значительной вехой в развитии протестного движения Петербурга. Он собрал всего-то 300 человек и полтора десятка организаций, да и те начали расходиться задолго до конца почти двухчасовой акции, разгоняемые отнюдь не многочисленным ОМОНом, а морозным ветром.
Выступающие поднимались на трибуну под лозунгом «Матвиенко в отставку!» и говорили в общем-то об одном и том же: о безнаказанности коррумпированных чиновников и попустительстве городских властей. Слова «рейдерство» и «беспредел» звучали практически из каждых уст. Только поводы для возвращения к этим новым двум бедам сегодняшней России у каждого были свои.
Люди требовали вернуть то, что и так им принадлежит: «гаражники» — права ставить машины в свои гаражи, а не у подъездов домов; дольщики — жилья, за которое они заплатили деньги; «антимансардники» — права распоряжаться общей долевой собственностью своего дома, т. е. подвалами и чердаками; жители общежитий — права приватизировать свое жилье и прописать детей, чтобы хотя бы обеспечить их медицинской помощью; малые предприниматели — возможности и дальше заниматься своим честным бизнесом; зеленые — права дышать в своем городе, где собираются уничтожить полторы сотни скверов (а там дело, глядишь, дойдет и до тысяч); тигровцы — отмены транспортного налога и включения его в цену на топливо; сразу несколько выступающих вспомнили о самом больном месте на теле нашего города — Охте, где в угоду Газпрому вот-вот будет уничтожен уникальный археологический объект, не имеющий аналогов в Европе: остатки четырех старинных крепостей и неолитического поселения.
— Собравшихся здесь людей объединила невозможность решить свои проблемы иными способами, — говорила на митинге яблочница Наталия Евдокимова. — Ведь каждый пытался докричаться до власти, подавая в суды и в прокуратуру, устраивая акции и голодовки.
Власть не хотела или не могла услышать этих людей — и сама довела их до того, что прежние смиренные просители превратились в гневных требователей. Еще год-два назад те же дольщики и защитники архитектурного облика города опасались выдвигать политические лозунги, сейчас же каждое выступление заканчивалось скандированием слова «Долой!». Это люди, доведенные до крайности — потому что отступать им некуда, ведь фактически их лишили права на человеческое существование. Но движет ими отнюдь не отчаяние, а желание реальных действий! Они пришли сюда не для того, чтобы выговориться — а чтобы договориться между собой.
Принятие резолюции митинга ознаменовалось знаковым решением: собраться еще раз вместе, теперь уже не на улице в мороз, а в помещении, и вдумчиво разобраться, как именно, что и у кого требовать. «Наша сила — в правде; победа — в единстве», — сказал в завершение своего выступления «гаражник» Леонид Плотников, и этот лозунг можно начертать на флаге нового объединенного протестного движения Петербурга, которое начало формироваться 20 декабря 2009 года.