Невиданный спрос на нефть и, как следствие, рост цен на нее в 2006–2008 годах сподвиг шейхов на грандиозный фантастический проект превращения Дубаи в самое роскошное место отдыха в мире. Он так и был назван – The World. Сегодня его называют самым громким строительным провалом XXI века.
Шейхи подошли к проекту основательно, рекрутировав в срочном порядке из Великобритании, Германии, Нидерландов и США лучших строителей, а сами вложили только в первый этап – девелопмент и создание насыпных площадей – порядка 1,5 млрд долларов.
Проект «Мира» разработал нынешний правитель Дубаи шейх Мохаммед. Архипелаг состоит из трехсот островов, расположенных таким образом, чтобы на поверхности воды читалась карта мира. Средняя площадь одного острова – 4,5 га. Стоимость островов до кризиса составляла от 15 млн до 38 млн долларов, и раскупались они влет, в том числе и россиянами. Уловив тенденцию к вложениям из России, разработчики моментально отреагировали на спрос, и более 40 островов получили названия «Москва», «Рублевка», «Красноярск», «Большевик» и т. д. Любопытно, что следом за россиянами шли украинские бизнесмены, причем на карте архипелага The World даже появился остров «Крым».
Надо отметить, что проект «Мир» был уже третьим подобным проектом вслед за семизвездочным Burj al Arab («Арабская башня») и архипелагом искусственных островов The Palms («Пальмы»). Искусственные острова стали намывать не случайно и не из-за капризов шейхов, как считают многие, а совсем по обыденной причине: дубайская общественность резко возражала против того, чтобы продавать землю иностранцам. Вот и пришлось создавать рукотворные острова, о которых никто не может сказать, что они «политы кровью и потом предков», а потому негоже их продавать варварам.
Вторая причина – необходимость превращения Дубаи в мировой центр туризма – обусловлена тем, что правящая элита давно сделала ставку на эту индустрию. Сегодня доходы от продажи нефти составляют не более 15% всего ВВП страны, а туризм дает почти 20%.
Еще полтора года назад эксперты утверждали, что каждый пятый строительный кран в мире находится в Дубаи – стройки шли круглосуточно, стало нормой возведения двух-трех этажей небоскреба любой сложности в сутки. В среднем высотное здание научились строить за 4–5 месяцев. Более того, за затяжку в сроках следовал огромный штраф. Еще 20 лет назад безжизненная пустыня превратилась в современный центр бизнеса и отдыха, что дало основание некоторым экспертам считать стройки Дубаи новым «чудом света».
Всю эту идиллию нарушил мировой кризис, причем удар по стройкам оказался просто сокрушительным, сообщает корреспондент The Times. «Англия превратилась в пустыню, Австралия и Новая Зеландия практически утонули, а человек, купивший Ирландию, покончил с собой» – это не очередной эпизод из фильма-катастрофы, а сегодняшняя данность самого громкого проекта этого века The World, пишет издание.
«Да, действительно, проект «Мир» должен был сделать Дубаи самым роскошным курортом в мире со средней стоимостью гостиничного номера в 600 долларов, – говорит партнер компании Green Realty Марк Стивенс, продававший участки этого проекта. – Акцент на то, что насыпные острова будут заселенны исключительно звездами и мультимиллионерами, был оправдан. Но не рассчитан на коллапс мировой финансовой системы».
Более 1,2 млрд долларов ушли буквально в песок – насыпи под будущие виллы приобрели форму карты мира, а голливудские знаменитости начали рекламировать «рай на земле». Сейчас работы по возведению роскошных частных островов полностью остановились. Вместо планировавшихся 300 «стран» сейчас можно увидеть лишь отдельные их фрагменты.
Среди наиболее известных личностей, владеющих здешней недвижимостью, можно назвать Михаэля Шумахера, которому принадлежит «Антарктида», Брэда Питта и Анджелину Джоли, Дэвида Бекхэма и Майкла Оуэна. Как подсчитала газета Daily Mirror, эта недвижимость сейчас дешевеет более чем на 100 тыс. долларов каждую неделю.
Международное рейтинговое агентство Moody’s прогнозирует продолжение спада на рынке недвижимости Дубаи до 2010 года.
Сегодня только у одного из островов есть «надежный хозяин» – это шейх Мухаммед бин Рашид аль Мактум, правитель Дубаи и премьер-министр ОАЭ.
Любопытно, как пишет корреспондент The Times, что эти острова приобрели далеко не миллионеры, абсолютное большинство – обыкновенные инвесторы, внесшие 70-процентный депозит. С начала кризиса более 150 семей потребовали расторгнуть договоры купли-продажи, что и привело к катастрофе проекта.
По оценкам британских специалистов, в целом по ОАЭ приостановлено строительство на сумму в 300 млрд долларов. Лучше всего дела обстоят у Абу-Даби, самого богатого эмирата ОАЭ, который пока готов оказывать финансовую помощь Дубаи.
В настоящее время восстановлению рынка мешает переизбыток предложения, уменьшение объемов кредитования и рост невыплат по займам. Девелоперы сейчас в спешном порядке создают консорциумы, объединяют капиталы и проекты, что поможет выходу дубайской недвижимости из глубочайшего кризиса.