Материализация чувственных идей; при воссоздании облика знаменитых усадеб реставраторы используют компьютерные технологии, получая высокоточные цифровые чертежи.
Для изготовления высокоточных цифровых чертежей старинной архитектуры наши соотечественники разработали специальную компьютерную программу. Уверяют, что теперь смогут восстановить в первозданном виде практически любое здание. Но если раньше их услугами пользовались музейщики всей страны, то теперь львиная доля заказов - от московского правительства. Высокоточные чертежи старинной архитектуры могут делать только женщины. У мужчин нервы не выдерживают, они заняты лишь на первом этапе - с такой вот фототеодолитной камерой едут на объект и делают 2 снимка. Затем их закладывают в прибор и часами обводят курсором каждую линию. Процесс называется стереофотограмметрией. В итоге получается чертеж. Если надо - цифровой. Даже иностранцы технике удивляются.
Игорь Любимов, главный специалист института «Спецреставрация»: «Уникальный архив, да какое тут! Свыше 3000 таких вот чертежей, мы же по архивным фото можем восстановить в точных размерах то, что было раньше, в действительности. Развалюхи такие вот, а потом по архивным фото восстанавливаем».
В соседних мастерских корпят над воссозданием домовой церкви Шереметевской богадельни, сейчас это Институт Склифосовского. Удивляются, при сложных отношениях православных с масонами фронтон храма украшал масонский знак - всевидящее око. Его уже слепили из гипса, вскоре отольют из алюминия и позолотят. Иконостас внутри церкви тоже уникальный, полукруглый.
Александр Данилин, реставратор: «Все детали приходится подгонять по месту. Все, что идет по кругу, потом будет все это облицовано изделиями из липы резными, и будет лепная вещь, карниз, центральный карниз, верхушка будет и потом все это будет позолочено».
Дождался масштабной реставрации и Останкинский дворец. Раньше то тут подновят, то там, а сейчас все и сразу. При реставрации Останкинского дворца одна из самых сложных работ - замена нижней части стен, так называемых лежней. Дело в том, что когда дворец строили, он весь был деревянный, в том числе и фундамент, естественно, что дерево вскоре начало гнить. Фундамент впоследствии укрепляли камнем, а до стен руки дошли только сейчас. Вот разошлись узлы, гниль появилась, и придется реставрировать все по месту, практически выбирать гниль, выбирать изъеденные жуком участки древесины. Сохранить первозданный вид кровли важно, чтобы на ней крепить чудом сохранившуюся машинерию 18 века. Тогда и ветер в спектаклях будет выть, как при крепостной актрисе. Ошибиться ни в чем нельзя, потому что каждая ошибка реставратора - это утрата чего-нибудь неповторимого.
Елена Николаева, главный конструктор по реставрации Останкинского дворца: «В 1895 году были заменены конструкции театра. Первоначально они трансформировались: пол зрительного зала опускался на уровень сцены, и театральный зал превращался в танцевальный зал. На сегодняшний день у нас практически нет никакой документации, чтоб восстановить».
Но есть огромное желание. Придется в очередной раз что-нибудь изобретать, чтоб в начале 21 века повторить ноу-хау 18.
Московские реставраторы удивляют зарубежных коллег
Новости по теме
- Мневники и Карамышевскую набережную в Москве свяжет вантовый мост
- В столичном парке «Зарядье» будет двухуровневая набережная и археологическая зона
- Ликсутов: крупнейшим ТПУ в Москве станет «Новопесчаная»
- Хуснуллин: на рынке новостроек установились самые низкие с 90-х годов цены
- Москва потратит 4,9 млрд рублей на благоустройство улиц в центре
- На МКЖД запустят «Ласточки» с системой автопилота