Строительство жилья в регионах будет прибыльным

Столичным строителям стало тесно в границах Московской кольцевой автодороги. В последние годы компании московского стройкомплекса активно осваивают региональные рынки. Как показывает практика, строить и выгодно продавать можно не только в первопрестольной, но и в российской глубинке. Как наладить механизм привлечения инвестиций в строительство, в регионах, где нет крупных финансовых структур, а также о выводе промышленных предприятий и строительстве гаражей "Интерфаксу" рассказал первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский.

Всем известно, что строительные фирмы Москвы среди других регионов больше всего строят в Подмосковье, однако этот регион не вошел в программу межрегионального сотрудничества столичного правительства. Почему?

Вы правы, в 2005 году наши компании построят в Подмосковье 910 тыс. квадратных метров. Нехватка места в столице диктует фирмам, работающим на рынке строительства свои условия. Ну, а в Подмосковье, которое в последнее время развивается очень бурно, созданы все условия для строительного бума.

В силу этих причин говорить о том, что Москва помогает развивать строительную отрасль в Подмосковье как-то неправильно. Тем более неправильно записывать себе в актив то, что там строят наши компании. Мы очень хорошо сотрудничаем с нашими соседями.

Если говорить о других регионах, то всего в нынешнем году при участии строительного комплекса Москвы за пределами нашего города будет построено около 520 тысяч квадратных метров жилья. Больше всего будет построено в Ярославской и Тамбовской областях - 71,4 и 55 тысяч кв. метров соответственно.

Среди городов пальму первенства по объему держит Омск. Тут с помощью московских инвесторов, архитекторов и строителей появится 75,5 тысяч квадратных метров. Всего же в 2005 году Москва будет вести строительство в 43 городах Центрального, Северо-западного, Южного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

Что же касается строительства за рубежом, то мы строим в восьми странах - Украине, Казахстане, Армении, Манголии, в Грузии (Аджария), Латвии, Таджикистане, Киргизии. По прежнему нашими главными партнерами остаются Украина и Казахстан.

Сейчас в Киеве наши специалисты ведут подготовку к началу строительства крупного жилого микрорайона. Кроме того, мы продолжим возведение микрорайона в Луганске, где всего будет построено 27,9 тысяч квадратных метров жилья.

В этом году мы продолжим строительство жилого комплекса в Риге (Латвия) площадь которого составит более 17 тысяч квадратных метров. Очень важной частью нашей работы также станет проектирование бизнес центра в Астане (Казахстан), и подготовка к строительству жилых домов в Бишкеке (Кыргызстан) и Душанбе (Таджикистан) В дальнем зарубежье нам предстоит закончить работу в Улан-Баторе (Монголия) Там сейчас строится микрорайон "Москва". Ничего подобного в Монголии не строилось уже 15 лет.

Какие объекты программы, на Ваш взгляд, являются приоритетными?

Сейчас все наше внимание направлено на строительство двух школ в Беслане. На этих стройплощадках уже ведется монтаж последних этажей. Работы идут в круглосуточном режиме, с десятидневным опережением графика, и у меня, практически нет сомнений в том, что нам удастся выполнить поручение мэра Москвы и закончить строительные работы к 15 августа - так чтобы у местных властей было время оборудовать новые школы всем необходимым для приема учащихся.

Столичные власти будут строить жилье не только в Северной Осетии, но и в Чечне. На этот момент наши генподрядчики, а это "Гражданстройпроект", "Мосстройпроект-94" и "Мосфундаментстрой - 6" ведут в Грозном строительство двух школ, роддома, и первых семи жилых домов. Работы ведутся под постоянным контролем наших специалистов, которые помогают чеченским строителям осваивать современные технологии возведения жилых домов.

Мы строим в точном соответствии с Генпланом Грозного, который, как известно, был разработан с участием московских архитекторов и проектировщиков. Со строительством в Чечне у нас связано немало планов.

В ближайшее время мы определим программу строительства в этом регионе до 2008 года включительно. По предварительным расчетам, начиная с 2006 года, на территории Грозного будет строиться не менее 100 тысяч квадратных метров жилья ежегодно. При этом мы собираемся вести только комплексную застройку микрорайонов. Вместе с жилыми кварталами в столице Чечни вырастут магазины, поликлиники, кинотеатры, и прочие объекты социальной инфраструктуры.

Вы считаете, что со временем покупательная способность населения Чечни вырастет, и там можно будет успешно продавать жилье?

Да это так. Мы, без всякого сомнения, восстановим Грозный, хотя, порой его внешний вид вызывает ассоциации с кадрами кинохроники Второй Мировой войны. Впрочем, СССР в рекордно короткие сроки сумел восстановиться. Уверен, что общими усилиями нам удастся поднять и столицу Чечни. Скоро Грозный снова станет одним из красивейших городов России.

А как обстоят дела с продажей жилья в других регионах. Не потерпят ли столичные строительные компании убытки?

На самом деле, рисков на региональном рынке не больше, чем на московском. В регионы приходят очень опытные московские компании, которые выстраивают очень точную маркетинговую политику. Образно говоря, эти компании, прежде чем отрезать, меряют не семь, а четырнадцать раз.

Прежде чем выходить на рынок того или иного региона с реальными предложениями, проводится доскональное изучение спроса, предложения, возможностей генподрядных организаций, возможностей проектировщиков и еще масса факторов. Чтобы не говорили, спрос в регионах есть, и нужно сделать так, чтобы предложение было максимально востребовано. Если учесть все нюансы, то риски станут минимальными.

Реализуются ли в регионах какие-то ипотечные модели продажи жилья?

Да, конечно. Причем, эти модели ипотечного кредитования не сильно отличаются от московских. Мы намерено продвигаем наш ипотечный опыт в регионы, ведь это еще одна реальная возможность увеличить покупательную способность населения. Большим успехом в регионах пользуется такая ипотечная модель как строительно-сберегательные кассы. Сейчас мы очень активно развиваем ССК в Тамбовской области.

Судя по Вашим словам, администрации Тамбова и Ярославля являются самыми активными партнерами Москвы в реализации программы межрегионального сотрудничества.

Помню, когда мы только начинали реализацию программы межрегионального сотрудничества, мэр Москвы Юрий Лужков сказал нам: "Вы начнете, запустите инвестиционный механизм, а потом придут местные компании и скажут, подвиньтесь, мы будем делать это сами!" Тогда слова мэра показались несколько странными, но теперь я все больше убеждаюсь в его прозорливости.

В случае с Тамбовом и Ярославлем все получилось именно так, как говорил мэр. Кажется, еще совсем недавно при реализации инвестиционных контрактов московские инвесторы давали 80% объемов, а местные 20%. Прошло совсем немного времени, и в Тамбове и Ярославле местные инвесторы дают 80%, а мы только 20%. Приток местных инвестиций оживил строительную промышленность и дал хороший стимул для развития всей экономики региона.

Вывод промышленных зон и освобождение площадок под застройку также находится в вашем ведении. Как идет реализация этой программы?

Производственные территории, расположенные внутри города, на сегодняшний день являются нашими основными территориальными резервами. Москва больше не может развиваться экстенсивно, и нам необходимо более эффективно распоряжаться той землей, которая у нас имеется.

Всего в столице промышленными предприятиями занято около 20 тысяч гектаров. На первом этапе программы мы собираемся высвободить более 3,6 тысяч гектаров. Сразу хочу заметить, что освобождение производственных территорий не означает ликвидацию промышленных предприятий. Перебазирование заводов и фабрик идет так, чтобы не причинить вреда промышленному потенциалу столицы.

В этом вопросе мы очень тесно сотрудничаем с департаментом науки и промышленной политики городского правительства. Вообще, если говорить о стратегических направлениях программы, то мы хотим не просто высвободить территории, и сохранить промышленность. Нам хочется дать новый импульс развитию исторического центра, сберечь природные комплексы, создать новую транспортную и жилую инфраструктуру. Кстати, инвесторы проявляют достаточно устойчивый интерес к этой программе. Они готовы браться за реорганизацию промзон. Все понимают, что со временем эти затраты окупятся и начнут приносить прибыль.

Одной из самых больших проблем в нашем городе сейчас стал дефицит гаражей и паркингов. Как власти намерены решить эту проблему?

Сейчас в городе работает целевая программа гаражного строительства до 2007 года. Если в 2002-2004 годах мы вводили в строй по 70 тысяч машиномест, то в уже в этом году их будет сдано 85 тысяч, в 2006 - 97 тысяч, в 2007 - 110-115 тысяч.

У программы есть несколько подпрограмм. Например, подпрограмма строительства коммерческих паркингов. По заказу тендерного комитета столицы мы подготовили около 180 комплектов конкурсной документации. Права на строительства паркингов будут реализованы через аукционы.

Мы надеемся, что благодаря этому механизму городу удастся увеличить доходы. В этом году нам предстоит разработать еще не менее 200 комплектов. Часть денег, которые мы получаем на торгах, идет на развитие муниципальных стоянок. Они будут принадлежать городу, и аренда места в них будет доступной для большего количества москвичей. Возможно, что они будут продаваться.

Мы планируем размещать такие стоянки в районах массовой застройки. Больше всего в гаражах нуждается, конечно же, центр. Там эта проблема стоит острее всего. Радует, что и здесь наметилась положительная динамика. Если в 2003 году в ЦАО было построено всего 5 тысяч машиномест, то в 2004 уже 10 тысяч.

В этом году мы хотим ввести в строй 15 тысяч машиномест, а в следующем году - 20 тысяч. Думаю, городу вполне по силам довести ежегодное количество строящихся гаражей и до 30 тысяч машиномест. Главное, чтобы рост числа автомашин в городе был не таким стремительным. Впрочем, по нашим наблюдениям, пик роста автомобилей уже прошел, и мы полагаем, что сумеем решить проблему бездомных автомобилей.

В свое время шли разговоры о так называемых народных гаражах. В какой стадии эта программа?

Она идет медленнее, чем могла бы. Населению необходимо проявлять больше инициативы. Ведь люди сами строят себе гаражи фактически по себестоимости. В контракте, который заключается, между юридическим лицом, образованном жителям, и городом, определено, что город не берет ни копейки своей доли. Единственное, чего городские власти требуют от инициаторов строительства гаражей, чтобы стройка не превратилась в долгострой. ГУП "Управление экспериментальной застройки", которое занимается этой программой регулярно проводит встречи и семинары для инициативных групп граждан. Хочется верить, что скоро строительства народных гаражей станет массовым.

Будет ли продолжено строительство перехватывающих парковок?

Разумеется, да. К 2006 году мы хотим построить не менее двух тысяч мест на перехватывающих парковках. К сожалению, перехватывающие парковки, не являются таким прибыльным бизнесом как строительство и продажа паркингов. Инвестиции здесь окупаются через 5-7 лет работы, ведь тут инвестор не продает готовый товар, а оказывает услугу. Но, тем не менее, мы, полны решимости выполнить поручение, записанное в программе. Тем более, что инвестиционные компании проявляют активный интерес к участию в ее реализации.

23.03.05

Закрыть

Строительный каталог