Урезаны права москвичей-переселенцев

На заседании Мосгордумы 22 декабря завершилась длившаяся около года эпопея – был окончательно принят закон о гарантиях города переселенцам. В результате жители Москвы, переселяемые из своих домов, лишились многих прав, а в некоторых ситуациях и просто оказались фактически бесправными.

Баталии шли в первую очередь вокруг изменений гарантий города москвичам, переселяемым из сносимых пятиэтажек и других ветхих зданий.

История вопроса вкратце такова. В январе 2004 года был принят закон "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 9 сентября 1998 года № 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения". Кроме конкретизации основного вопроса "куда отселять", в том законе содержалось несколько прогрессивных норм, самая сильная из которых - преимущественное право собственника освобождаемой квартиры на инвестирование в строительство нового дома на месте сносимого или в его реконструкцию.

Такая редакция закона вызвала недовольство московского правительства и, как говорили сами депутаты, они знали, что вскоре получат его подкорректированный вариант. Так и произошло: весной в Мосгордуму был внесен новый проект недавно принятого закона. Кроме преимущественного права на инвестирование из документа был "вычищен" еще ряд гарантий, в результате чего положение выселяемых из своих квартир москвичей ухудшалось и в сравнении с прежним, пока еще действующим московским законом, и особенно в сравнении с федеральным законодательством (подробнее см. в нашей статье "Дума урезает права переселенцев" – ред.).

В сентябре этого года законопроект прошел второе чтение – тогда критику и поправки нескольких депутатов, пытавшихся восстановить права переселенцев в прежнем объеме, городская дума даже не стала рассматривать, перенеся все дебаты на третье чтение.

И наконец 22 декабря, на последнем заседании 2004 года, гордума приняла Закон окончательно. Сразу после заседания председатель экспертного совета по самоуправлению в жилищной сфере депутат Дмитрий Катаев провел пресс-конференцию.

Катаев рассказал, что за время, прошедшее между первым и третьим, окончательным, чтением законопроекта, защитникам прав переселенцев удалось внести две поправки. Во-первых, после некоторой борьбы, было принято положение об отселении в пределах района проживания (оно не касается двух округов – Центрального и Зеленоградского - здесь переселение возможно в пределах всего округа). Во-вторых, после вмешательства Президиума Верховного суда РФ, городские власти были вынуждены учесть решение этого суда о бесплатном предоставлении "лишней" площади в новой квартире без уменьшения числа комнат.

Однако еще 74 поправки депутатов, пытавшихся вернуть документ к его исходному состоянию, были отклонены редактором законопроекта – руководителем департамента жилищной политики Петром Сапрыкиным, представляющим позицию мэрии Москвы.

Гарантии, потерянные москвичами, вынужденными не по своей воле оставлять обжитые дома, Катаев условно поделил на две группы.

Это те права, которые можно все-таки отстаивать в суде на основании федерального законодательства, и те, что потеряны окончательно, так как изначально они присутствовали только в Московском законе.

"Московское правительство упорно не хочет признавать права граждан, положенные им по Гражданскому и Земельному Кодексам, но это еще не самая большая беда, на этот случай остается суд, - говорит Катаев. - Гораздо хуже обстоит ситуация с участием общественности в решении проблем, возникающих при отселении домов. Прежний московский закон предусматривал хоть какие-то права для так называемых общественных Советов по отселению: в частности, они могли выступать от имени граждан и вести переговоры с отселяющим лицом, теперь же этого нет. Я предлагал редактору включить в документ пункт о признании этих прав для всех общественных объединений – комитетов по самоуправлению, домкомов, правлений ЖСК и ТСЖ, однако чиновники, видимо, больше предпочитают митинги и другие акции протеста. Закрывая легитимные процедуры, они провоцируют людей выходить на улицы".

Во вновь принятом законе отсутствует норма об обязанности отселяющей организации предоставлять собственнику квартиру непременно в новом жилом доме.

Не была поддержана поправка, предлагавшая обязать правительство Москвы заключать договоры с ТСЖ и ЖСК, а ответственность возлагать на отселяющее лицо. По мнению Сапрыкина, правительство не может составлять и навязывать типовые договоры, так как это, оказывается, "противоречит общим принципам гражданского и административного права".

Не видит глава жилищного департамента Сапрыкин никакого криминала и в том, что бывших собственников жилья переселяют в новые квартиры, не оформляя потом в течении нескольких лет право собственности.

Более того, объясняя, почему это сложно сделать, чиновник аргументировал тем, что многие новостройки еще сами не зарегистрированы должным образом, то есть, не сданы и не занесены в реестры.

Не согласился чиновник и с включением в документ термина "выкупная стоимость жилого помещения". (Выкупная цена складывается из рыночной цены и всех убытков, которые несет собственник, включая и упущенную выгоду - т.е. она выше рыночной цены). Московские власти решили ограничить размер компенсации только коммерческой стоимостью старого жилья, несмотря на то, что согласно принятому в тот же день Жилищному кодексу РФ, в качестве денежной компенсации (если переселенец предпочитает получать взамен своей жилплощади деньги) полагается не коммерческая, а именно выкупная цена сносимого жилья.

Твердо стоит мэрия и за свое право не выполнять норму Гражданского кодекса, предписывающего не менее, чем за год, официально информировать граждан о предстоящем отселении.

Однако, все это может показаться мелочами по сравнению с положением, в которое попадают жители домов, признанных аварийными.

Собственники квартир в таких домах лишаются возможности совершать гражданско-правовые сделки, а наниматели квартир теряют право на их приватизацию. Особенно драматично положение нанимателей, не успевших приватизировать свои квартиры в домах, давно признанных аварийными, но до сих пор не отселенных. Через два года в стране закончится приватизация, и многие из них рискуют не успеть получить жилье в собственность.

Новый московский закон не гарантирует отселяемым из аварийных домов гражданам ни получения нового жилья в районе проживания, ни права вернуться в свой дом после реконструкции.

В Москве отсутствует переселенческий фонд (есть лишь небольшой маневренный фонд для погорельцев). Он и не нужен московским властям, которым совершенно не выгодно размещать людей во временном жилье, а потом позволять им возвращаться в свои реконструированные квартиры в центре города.

Не выгодно мэрии и соглашаться на все чаще поступающие предложения граждан "перекантоваться" на время реконструкции у родственников. Поэтому вводятся дополнительные ограничения. На прошедшем недавно в "Российской газете" деловом завтраке префект Центрального округа Геннадий Дегтев сказал журналистам, что "человек имеет право въехать в свой дом после реконструкции – но лишь при условии, что сохранились метраж и планировка его квартиры". Другими словами, в реконструированный старый дом в центре Москвы у его прежних жильцов - дороги нет.

Есть у нового закона и еще одна особенность – с криминальным оттенком.

Новая редакция закона позволяет всем заинтересованным фирмам на абсолютно законных основаниях выселять жильцов из старых домов в другие районы города и расчищать таким образом земельный участок для коммерческого строительства.

По мнению многих депутатов, это может провоцировать инвесторов на то, чтобы признавать нормальные здания аварийными. Примеров тому более чем достаточно, хотя главе жилищного департамента Сапрыкину, по его словам, о "таких случаях не известно". Как неизвестно и об умышленных повреждениях фундамента, "плановых" поджогах и других, не менее цивилизованных методах выживания коренных москвичей из центра столицы. Впрочем, все эти случаи нуждаются в доказательстве, а это - в нынешних условиях - практически безнадежное дело.

23.12.04

Закрыть

Строительный каталог