Несмотря на заверения московских властей, конфликт между поставщиками электричества жителям двух округов столицы продолжается. Крайними остаются горожане, в приказном порядке принимающие участие в «эксперименте по демонополизации рынка».
Спор между новоиспеченными конкурентами – поставщиками электричества жителям столицы докатился до городского парламента. В пятницу в Мосгордуме прошел «круглый стол» «Конфликт интересов «Мосэнергосбыта» и «Русэнергосбыта М». Что делать москвичам?». Напомним, что с начала года в единые платежные документы (ЕПД) жителей двух столичных округов – ВАО и ЮВАО – была внесена плата за электроэнергию, якобы поставляемую ООО «Русэнергосбыт М». Тогда же ГУ «Инженерная служба» (ГУ ИС) округов проинформировала граждан о том, что платить они теперь должны исключительно через ЕПД и только этой организации.
Между тем к жителям продолжала приходить и привычная платежка «Мосэнергосбыта». Обе организации грозились отключить электричество при неуплате, а добиться в ЕИРЦ или ГУ ИС округов хоть каких-то документов и даже внятных объяснений было невозможно. В итоге многие горожане оплатили электричество в «Мосэнергосбыте», а кто-то вообще заплатил по двум выставленным счетам.
А «конкуренты» тем временем продолжали выяснение отношений. Арбитром выступала заварившая всю эту кашу мэрия. И 2 февраля был подписан трехсторонний «Регламент перехода гражданина-потребителя на обслуживание к другому поставщику электроэнергии», согласно которому граждане по собственному усмотрению могут выбирать поставщика, а стороны обязуются им в этом не препятствовать.
Тем не менее в феврале свои счета потребителям вновь выставили обе организации.
А очереди в расчетных центрах еще больше увеличились: граждане приходили уже не только за перерасчетами, но и с требованиями оставить старую систему. Дело в том, что в отличие от «Мосэнергосбыта», учитывающего реальные показания счетчика или показания, соответствующие потреблению аналогичного месяца прошлого года, новый поставщик проставлял в ЕПД «среднеметодическое потребление электричества».
Ситуация продолжала накаляться, неплатежи по ЖКХ увеличились, по разным данным, на 10–30%. И в марте власти выступили с очередным заявлением об урегулировании разногласий. На специальной пресс-конференции было объявлено, что между конкурентами достигнут консенсус. В соответствии с выбором большинства управляющих компаний (УК) продавать электроэнергию жителям округов будет «Русэнергосбыт М». А сами жители не потеряют ни копейки – все переплаты будут учтены.
С того, что инцидент исчерпан и не надо вновь пытаться его обострить, начали свои выступления и пришедшие на «круглый стол» в Думе чиновники.
Так, представитель департамента топливно-энергетического хозяйства Михаил Верховский заявил, что никакого конфликта нет, а есть неудачное начало эксперимента, направленного на демонополизацию рынка. Но больше по две платежки гражданам приходить не будет. А все остальное вообще не должно их волновать: согласно Жилищному кодексу, у поставщиков не может быть прямых отношений с жильцами, «стороной и держателем договора с энергоснабжающими компаниями» являются УК. «Подписав договоры управления, собственники делегировали своим УК обязанность по заключению договоров на предоставление коммунальных услуг», – заявил он.
Начальник управления ЖКХ префектуры ВАО Владимир Ефремов самокритично признался, что к недоразумениям привела недостаточная работа по информированию населения. Но сейчас власти «справились с ситуацией», у граждан принимаются заявления и их «настрой изменился». В качестве иллюстрации настроя москвичей генеральный директор «Русэнергосбыта М» Борис Семененко привел статистику. По его данным, 9% жителей выбрали «Мосэнергосбыт», 3,5% заплатили по двум платежкам, 20% не заплатили вообще. Все остальные предпочли стать клиентами «Русэнергосбыта». «Вопрос у жителей к нам один – почему не обеспечили возможность выбора разных систем оплаты, – объяснил он. – Частично этот вопрос решается при помощи книжек, можно продлить ЕПД и допечатать книжечку там. И все, вопрос исчерпан».
Благостный настрой нарушил представитель московского УФАС Василий Жуков.
«Нововведения объясняются развитием конкуренции и улучшением качества услуг, но на деле это – прямое нарушение законодательства, – заявил он. – Из представленных нам документов следует, что правительство Москвы само приняло решение о замене поставщика, без каких-либо публичных процедур. А перезаключались договоры на основании указания вышестоящих органов». Кроме того, как объяснил Жуков, «Мосэнергосбыт» и «Русэнергосбыт М» не совсем одинаковые конкуренты. Один гарантирующий поставщик, другой не имеет таких полномочий. Не ясен вопрос и с оплатой. «У «Русэнергосбыта М» на 2009 год нет нужного количества энергии, поэтому он заключил договор с «Мосэнергосбытом», – заявил он. –
Получается, что между ДЕЗом и «Мосэнергосбытом» просто поставили посредника».
По словам Надежды Головковой из Московского общества защиты прав потребителей, «настрой жителей» не меняется – поток жалоб только увеличивается. «Любая конкуренция должна идти на пользу потребителю, – заявила она. – Цены не зависят от поставщика, тарифы назначает РЭК, и, значит, изменить их нельзя. Более удобные расчеты нам тоже не предложили. Жителям выставляют усредненные показатели, а те, кому это не нравится, должны предпринимать дополнительные действия по передаче собственных данных в ЕИРЦ. Но по указанным телефонам даже дозвониться невозможно, выемка из специальных ящиков, поставленных для квитков неконтролируема, а обрабатывать 26 тыс. таких листочков посадили 16 операторов».
Затем слово перешло к жителям. Граждане демонстрировали ЕПД, где суммы по оплате электроэнергии превышали реальные на 500–1000 рублей, а льготы предоставлялись не на 50%, а на 20% оплаты.
Но больше всего москвичей возмутил приказной порядок «эксперимента».
По словам граждан, на дверях кабинетов ГУ ИС висели объявления: «Экономьте наше время, все равно будете платить в «Русэнергосбыт». Коллективные заявления от отказывавшихся от нового поставщика домов не принимались и даже разрывались у всех на глазах (видимо у рядовых чиновников расчетных центров уже тоже начали сдавать нервы). А появившиеся в районных ГУ ИС представители компании даже доверительно сообщали гражданам, что к концу года «Мосэнергосбыт» обанкротят.
«Давят на всех – на людей, на УК, даже на банки, – рассказала представитель инициативной группы Кузьминок Валентина Назарова. – По закону можно было бы оплатить ЕПД без строки про электричество, и мы пытались сделать это в своем отделении Сбербанка. Но кто-то дал распоряжение такие платежи не принимать. Потом и на почтах запретили – по какому-то странному факсу. Мы поехали в другой округ и оплатили. А сейчас есть информация, что в Сбербанке в Измайлово не принимают к оплате квитки «Мосэнергосбыта». Такая вот конкуренция».
Под конец «круглого стола» выяснилось, что, несмотря на все заверения властей, конкуренты-поставщики так и не договорились, как будут делить Москву.
Почувствовав возникшую на протестной волне поддержку граждан, представители «Мосэнергосбыта» осмелели и предъявили свои права на клиентов. «Все потребители на конец 2008 года – клиенты «Мосэнергосбыта», у них имеются договоры, и им не надо переходить в «Русэнергосбыт», – заявила директор по правовым вопросам «Мосэнергосбыта» Лариса Титова, подчеркнув, что добровольно граждане, конечно, могут это сделать по принятому в феврале регламенту перехода к новому поставщику.
«Этот документ ничтожен, в нем две коммерческие организации определяют обязанности граждан, что запрещено законом», – неожиданно отменил принятый при участии мэрии регламент Борис Семененко.
И задал вопрос «Мосэнергосбыту»: в праве ли снабжающая организация оказывать услуги частным лицам? «В праве, – отрезала Титова. – Есть всего два основания для отказа в заключении договора энергоснабжения. И они касаются технической стороны, а не наличия договора с УК». По ее словам, «Мосэнергосбыт» тоже может работать с ЕПД, если это будет удобно гражданам. Но пока 80% москвичей предпочитают «пустографки».
По мнению депутата организовавшей «круглый стол» фракции КПРФ Сергея Никитина, Жилищный кодекс не запрещает гражданам покупать электроэнергию у «Мосэнергосбыта», надо лишь внести изменения в договор с УК и лишить ее права заключать договоры с поставщиками без согласования с жителями. По его словам, кому-то очень выгодно заменить «Мосэнергосбыт» на «Русэнергосбыт М». «Но делается это все, конечно, под маркой эксперимента по переходу к более удобной форме оплаты и развития рыночной конкуренции, – заявил Никитин. – Причем силовым образом – в виде ЕПД, который пока не предназначен для точного учета и выставляет усредненные цифры. А ведь при перерасчете никто не будет учитывать инфляцию».