Что будет вместо гостиницы

В четверг на пресс-конференции главный архитектор Москвы Владимир Ресин заявил о том, что сносом гостиницы "Россия" и возведением "под ключ" новых многофункциональных корпусов на ее месте должна заниматься какая-то одна фирма. Она же будет проектировать застройки этого района. То есть, что именно будет возведено около Кремля, столичной мэрии доподлинно не известно.

Есть общие пожелания: чтобы это был ряд новых гостиниц с различными залами, кинотеатрами, ресторанами, и "все ниже Кремля". Как заявил на пресс-конференции г-н Ресин, сегодня решается вопрос о выборе тех, кто будет заниматься проектированием, подготовкой и строительством этой гостиницы. От разборки старого здания до пуска в эксплуатацию нового пройдет всего 3,5 года. Особый упор Ресин сделал на то, что за разборку старого здания в прошедшую пятницу единогласно проголосовал экспертный консультативный совет при мэре Москвы во главе "с этим, как его, Комечем".

Никто не питает особых иллюзий по поводу архитектурной ценности уже обреченного на снос здания. Однако, благодаря методам московских властей, никто не застрахован от того, что, разрушив уже глубоко укоренившееся в сознании москвичей и иностранцев восприятие данного исторического места рядом с Кремлем, столичные строители создадут нечто более ценное, чем то, что снесли. Или хотя бы просто не испортят архитектурный пейзаж. Ведь примеров того, как своими новоделами "новые архитекторы" портили исторические места столицы, более чем достаточно. Как заметил известный публицист Максим Соколов, в данном случае предполагается сначала сломать, а потом уже думать, что на этом месте поставить. Задача для нынешних архитекторов может оказаться непосильной из-за того, что копировать, как в случае в "Москвой", нечего - прежний исторический облик Зарядья восстановлению не подлежит.

По-хорошему, нужно было бы сначала провести конкурс проектов, определить несколько потенциальных победителей и вынести эти проекты на обсуждение, а затем и на референдум. Возможно, москвичи не приняли бы архитектурных достоинств этих проектов, и тогда старую гостиницу нужно было бы оставить. Но, очевидно, прецедент с церетелиевским памятником Петру I отбил у московских властей всякую охоту к дискуссиям, тем более что после возведения всяких "монстров" споры все равно автоматически прекращаются - не сносить же снова то, что построено за большие деньги.

Так что с большой долей уверенности можно говорить, что до того, как на берегу Москвы-реки появится новый многофункциональный корпус, никто из москвичей и не узнает, каким образом столичные архитекторы задумали изменить историческое место. Например, будет ли снесен самый крупный в стране концертный зал "Россия", с которым у всех без исключения советских и российских эстрадных звезд связаны самые теплые воспоминания?

И более того, если всем будет заниматься какая-то одна фирма, аффилированная с кем-то из чиновников столичной мэрии, то, как показывает практика и свидетельствует тот же упомянутый Ресиным профессор Алексей Комеч, ничто не помешает им изменить первоначальный проект в сторону больше функциональности. Помешает им концертный зал "Россия" - снесут под предлогом восстановления еще лучшего и большего. Что для крупной строительной фирмы понятие "выше или ниже Кремля", если дополнительный этаж резко увеличивает прибыльность проекта? А уж за разрешением в мэрии дело не станет, например, под предлогом изменившейся экономической ситуации, которая делает первоначальный план малорентабельным. Есть же в Москве такие восстановленные "памятники", которые несколько не соответствуют своему первоначальному виду.

Так что москвичам остается уповать только на то, что архитекторам позволят найти разумный компромисс между функциональностью и архитектурой. Правда, глядя на то, во что превращается Москва, в это верится уже с трудом.

31.08.04

Закрыть

Строительный каталог