Пусть не с первой попытки, а со второй, но аукцион по продаже инвесторам права построить в столице небоскребы состоялся. "РГ" уже рассказывала о том, как в конце прошлой недели две высотки ушли с молотка ровно за 15 минут. Так стартовала городская программа "Новое кольцо Москвы". Между тем сомнений, которые вызывает она у москвичей, не убывает. Готов ли город к строительству домов повышенной этажности? Да и нужны ли они древней Москве? На вопросы корреспондента "РГ" отвечает главный архитектор столицы Александр Кузьмин.
- Александр Викторович! И в самом деле, зачем Москве небоскребы?
- Попытаюсь объяснить с помощью образа, с которым у меня ассоциируется восприятие Москвы. Например, Нью-Йорк, особенно Манхэттен, я бы условно изобразил в виде графика нашего колхоза времен социализма. Судя по прямоугольникам его высотных зданий удои у него то есть, то нет. Исторический же силуэт Москвы больше похож на кардиограмму, причем человека активного, действующего. Когда на ее улицах строились двухэтажные дома, ритм сердцебиения задавали Кремлевские стены и башни, казавшиеся тогда очень высокими. А колокольня Ивана Великого вообще выглядела чудом света. В пятидесятые годы прошлого века тон стали определять дерганые сталинские высотки. Когда же столица вместе с деньгами и камнем уезжала в Санкт-Петербург, это немедленно отражалось и на ее архитектуре. Она выпрямлялась и становилась более плавной, словно кардиограмма спящего человека. В наши дни Москва снова символ работающего неравнодушного человека.
- А если подходить с рациональной точки зрения?
- С появлением небоскребов любой район обретает лицо. Возьмем любую новую высотку. Например, жилой комплекс "Триумф-палас". Сколько его ругали, но сядьте на речной пароходик и поплывите в сторону центра города по Москве-реке. Сразу поймете, что именно он теперь задает силуэт города от его водных ворот.
Или взять панораму других жилых комплексов со стороны МКАД, скажем, "Олимпии" или "Алых парусов". Они как бы очертили контуры Строгинской поймы, имевшей раньше однообразную 17-этажную застройку. Архитектура комплекса "Воробьевы горы" однозначно в большей степени соответствует Четвертому транспортному кольцу, которое скоро пройдет по Минской улице. Сразу другой масштаб. Другой отсчет. Едешь уже по магистрали, а не просто бывшей улице, которая упирается в Филевский парк. Высотки в первую очередь дают ориентацию в городе. Поэтому так важна запоминаемость их силуэтов. Чтобы, глядя на одну, сразу было ясно, что рядом Белорусская площадь, а судя по облику другой, что здесь Строгино или Щукино.
- Ну, а жить-то в этих домах москвичи готовы?
- Опросы показывают, что 15 процентов опрошенных выступают за высотное строительство и хотели бы жить в новых домах. 200 небоскребов, которые предстоит возвести к 2015 году в 60 зонах города, как раз составят не более 10 - 15 процентов от общего объема строительства жилья в городе. Для этих 15 процентов мы и планируем строить.
- Александр Викторович! Давайте мысленно совершим прогулку по будущему "Новому кольцу Москвы".
- Гости Москвы его увидят, еще подлетая к городу. Вид высоток с высоты, как я убедился, - очень красивое зрелище. И совершенно необыкновенно смотрится город из окон самих небоскребов. Это напоминает полет на вертолете, когда видишь не только окна соседнего дома, но словно весь город получаешь в подарок. Поэтому умные заказчики уделяют большое внимание тому, что находится у будущей новостройки за окном. К примеру, почему все корпуса жилого комплекса "Воробьевы горы" встали буквой Т? Потому что из каждой квартиры открывается потрясающий вид на Поклонную гору.
Что учитываем при размещении новых высоток? Конечно же, Москву-реку. Постараемся расширить впечатление от нее при строительстве во всех ее трех поймах. Что видно с реки, как выглядит из дома она сама? Собственно, "Алые паруса" на воде строились уже с учетом этого, хотя то, что они стоят на воде, - это исключение, которое объясняется лишь тем, что там и раньше пятиэтажка подходила к воде. Обычно предпочитаем отходить от нее.
Второе, это ритм высоток по магистралям. И здесь уже накоплен некоторый опыт вроде жилого комплекса "Эдельвейс".Он стоит на Можайском шоссе, дальше на пересечении с Рублевкой идет здание повышенной этажности комплекса "Возьмемся за руки, друзья", потом следующее здание. При движении по магистрали создается впечатление езды по коридору. Ну а третье назначение будущих локальных высоток в Москве - роль центра в том или ином районе.
- А как застраховаться от ошибки при размещении в историческом центре столицы? Чтобы какое-то время спустя преемникам не пришлось сносить здания, как вы сейчас сносите гостиницу "Россия", называя ее монстром?
- Для этого сейчас есть визуальный анализ, которого не было раньше. На его основе мы сделали карту, на которой четко видно, где высотки можно ставить и до какой высоты, а где нельзя ни при каких обстоятельствах. Вторая гарантия от ошибок - коллегиальное обсуждение проектов. Для этого есть градостроительный совет при мэре, общественный совет "Экос".
- В минувшую пятницу "Экос" обсуждал снос гостиницы "Россия". Что решили?
- Заседание вел Алексей Ильич Комеч. Предложение о разборке "России" единогласно поддержали, как и идею создания взамен многофункционального комплекса из 5 - 6- этажных отелей, торговых и культурно-бытовых объектов, открывающих вид на Кремль.
Вспомнили члены "Экоса" и о прежних вариантах того, что предлагалось построить на месте нынешней "России". Например, художник Кокорин предлагал разбить аквапарк. В царские времена обсуждали идею создания подворий российских монастырей.
- На чем же сейчас сошлись?
- Перед нами сейчас пока стоит задача определить объемы, в которые должен войти проект. То есть как эта территория будет выглядеть без "России". Пошли не от инвестора, как часто бывает, а от визуального восприятия Кремля.
- А о небоскребах уже можно говорит более детально? Например, какой они будут этажности?
- Мы не гонимся за абсолютными величинами. Я считаю, что 30 этажей для Москвы уже норма. Высотное здание - это то, что выше. Высота же будет определяться не тем, что хотим построить, а тем, что рядом стоит. Поэтому для центра и 30 много, а дальше и 60 может показаться мало. В каждом случае нужен индивидуальный подход.
- Судя по этой логике рядом с высоткой не должно остаться ни одной пятиэтажки?
- Почему? Приведу замечательный пример, когда они неплохо сосуществуют. Возьмите Смоленскую площадь или Старый Арбат с его 5 - 7-этажными домами и новыми 30-этажными зданиями. Из Сивцева Вражка на них открываются замечательные виды. Главное, чтобы чувство меры не изменяло. Стильное платье не всегда обязательно с рюшечками.
- Из каких материалов будут строиться небоскребы?
- Сложно сказать однозначно. Например, понятно, что кирпич не годится, слишком мрачно смотрится. Если его и применять, то нетрадиционный. Например, в "Эдельвейсе" использовали квадратный кирпич цвета, как у сталинских высоток. В результате комплекс нормально воспринимается.
- А три красные тридцатиэтажки у станции метро "Тимирязевская"?
- Мне они нравятся. Хорошие современные дома, жаль лишь, что балконы не застеклили. Нельзя же допустить, чтобы все высотки выглядели как сталинки, это будет перебор. Эти же три высотки - меньшие братья четвертого, еще не построенного, 50-этажного дома. В общем, надо брать на вооружение все современные облицовочные материалы, хотя у меня они и вызывают некоторые сомнения, так как еще недостаточно проверены временем. Например, навесные металлические панели, по поводу которых все думают, что это штукатурка. Они легко монтируются и надежно висят.
- Члены московского правительства немало поездили в последнее время по миру, чтобы познакомиться с опытом возведения небоскребов в других странах. А вы?
- Видел немало. Но честно скажу, большинство "чужих" высоток я не воспринимаю. Мне кажется, что время глобализации в архитектуре кончается. Надо искать свои новые запоминающиеся силуэты.
- Больше всего москвичей волнуют вопросы безопасности. Взорвать такой дом террористам, пожалуй, еще соблазнительнее, чем здания, как на Каширке и на улице Гурьянова.
- Эти дома у нас были как раз наименее защищенными. Высотки же, в силу их компактности, легче охранять. Ни одна машина туда не может въехать без того, чтобы у нее не проверили багажник.
- Но Трансвааль-парк и взрывать не потребовалось, сам упал...
- Именно после трагедии в аквапарке в Москомархитектуре была восстановлена должность главного инженера города, который возглавляет теперь недавно созданный научно-технический совет, взявший вопросы безопасности. Раньше они были отданы "Москомэкспертизе". С его участием, например, рассматривали проект 80-этажной башни в Москва-Сити. В ней уже сделан расчет и на случайные земные сдвижки, и на то, чтобы дом устоял, даже если по каким-то причинам разрушится одна из опор здания. То, что как раз и случилось в Трансвааль-парке. Это не перестраховка. Просто есть разные системы конструкций, и мы стараемся теперь использовать наиболее устойчивые из них.
- Но о какой безопасности небоскребов можно говорить, если в Москве до сих пор нет ГОСТов и стандартов на их строительство?
- Нормативы существуют для того, чтобы у проектировщика не болела голова в стандартной ситуации. Когда же мы строили сталинские высотки, никаких нормативов не было. Любой же индивидуальный проект требует отдельного рассмотрения. Возьмите новый конькобежный стадион в Крылатском. Какие могут быть СНИПы, если он один? Для зданий, строящихся по индивидуальным проектам, существуют особые технические условия. Что мы сделали сейчас? Первое - разработали и утвердили на федеральном уровне основные требования к строительству высотных зданий. Документ, в котором четко описаны порядок и все те обязательные вещи, которые необходимо соблюдать. Например, должно быть минимум два незадымляемых спуска, а чтобы пожар не распространялся, еще и обязательная отсечка этажей друг от друга. Условия для размещения поблизости пожарных машин, вертолетная площадка и так далее. Почему у "Эдельвейса" раздвинулись башни, которые сначала были расположены ближе друг к другу? Чтобы вертолет мог приземлиться. Эти требования утверждены в СЭС, у федеральных пожарных и зарегистрированы в Госстрое РФ. По ним мы сейчас и работаем. На этом основании спецслужбы делают для каждого здания технические условия. Но СНИпы к концу года все-таки разработаем - на стандартные решения, которые, конечно же, есть и при строительстве высоток.
- Но ведь под Москвой и почвы подкачали. Не Питер, конечно же, где болото. Но лучше ли карстовые пустоты? На Дмитровке и сейчас-то проваливаются под землю машины, а что будет, когда понастроим небоскребов?
- Почва действительно непростая. Но отвечу словами наших академиков, членов научно-технического совета. Строить можно везде и все что угодно, вопрос лишь в том, сколько это будет стоить.
- Правительство Москвы тоже собирается переезжать в высотку?
- Да. Выигравший на конкурсе проект, прозванный архитекторами этажеркой, предусматривает разместить будущую мэрию вместе с гордумой в 60-этажном здании.
- До сих пор самой высокой точкой Москвы была Останкинская башня...
- Скорее всего она и останется.
- А как же башня "Россия", которую обещали построить высотой 640 метров?
- Я говорю только об утвержденных проектах, а этот еще не утвержден. Если "Россию" все-таки построят, то у Москвы появится новый символ.
Небоскребы добавят столице бодрости
Новости по теме
- Мневники и Карамышевскую набережную в Москве свяжет вантовый мост
- В столичном парке «Зарядье» будет двухуровневая набережная и археологическая зона
- Ликсутов: крупнейшим ТПУ в Москве станет «Новопесчаная»
- Хуснуллин: на рынке новостроек установились самые низкие с 90-х годов цены
- Москва потратит 4,9 млрд рублей на благоустройство улиц в центре
- На МКЖД запустят «Ласточки» с системой автопилота