До конца 2004 года каждая квартира в столичной новостройке должна получить паспорт - документ, в котором будут сведены воедино все данные о жилье: от адреса, по которому оно находится, до схемы расположения электропроводки и путей эвакуации при пожаре. По желанию такой паспорт смогут получить и москвичи, проживающие в давно построенных домах. С одной стороны, наличие этого документа избавит собственников квартир от посещения Бюро технической инвентаризации (или его правопреемника "Ростехинвентаризации") при совершении сделок с недвижимостью. С другой, паспортизация позволит властям контролировать несанкционированную перепланировку квартир. Что, несомненно, станет источником неофициальных доходов организаций, занимающихся "исправлением" паспортов и выдачей разрешений на перепланировку.
Зачем нужен "домашний" паспорт
Как считают в департаменте жилищной политики, "паспортизация квартир и домов нужна для реализации прав москвичей на полную и достоверную информацию о потребительских качествах жилья и условиях его безопасной эксплуатации".
В паспорте действительно сведены воедино все данные о квартире: адрес, тип дома, планировка. Кроме того, в нем указаны основные характеристики конструкций, инженерного оборудования, наружных и внутренних стен, перекрытий, крыши, лестниц, балконов или лоджий, систем тепло- и водоснабжения, отопления, вентиляции, канализации, электрооборудования, связи, сигнализации, мусороудаления, параметры экологической безопасности.
В паспорте будет указана и масса других данных, в том числе сроки службы различных деталей отделки квартиры. Скажем, продолжительность жизни полов из паркетной доски определена в 20 лет, линолеума - в 10, оконных и балконных переплетов - в 40 лет, а эмалированных чугунных ванн - в 30.
Тем, кто проживает в муниципальных квартирах, эта информация поможет предъявлять претензии по замене износившегося оборудования к ДЕЗ. В домах же, в которых зарегистрировано товарищество собственников жилья (ТСЖ), на ее основании могут создаваться фонды, которые будут финансировать замену. Гарантия застройщиков в паспорте пока не прописана, но в департаменте обещают устранить этот пробел.
Пока "паспорт жилья" не является нормативным документом, но уже в следующем году его владельцы смогут не брать справки в БТИ или "Ростехинвентаризации", которые необходимы при заключении сделки с недвижимостью и имеют ограниченный срок годности. Это, безусловно, сохранит время и нервы владельца квартиры. Однако если собственник квартиры сделал несанкционированную перепланировку, ему не удастся внести изменения в паспорт без разрешения соответствующих органов. Это означает, что ему придется заплатить штраф (на сегодня 2-2,5 тыс. рублей) и вернуть квартире первоначальный вид - в противном случае нельзя будет зарегистрировать сделку.
Впрочем, разрешения на перепланировку выдаются межведомственными комиссиями и задним числом (если не затронуты несущие стены), и через коммерческих посредников. В последнем случае внесение поправок в паспорт обойдется владельцу квартиры как минимум в 3-5 тыс. долларов.
За паспорта квартир в новостройках заплатят инвесторы
Разговоры о необходимости паспортизации жилищного фонда Москвы ведутся с 1998 года, однако из-за недостатка финансирования программа буксовала. Кроме того, в начале 2002 года Мосгордума отклонила документ о паспортизации, сославшись на то, что его принятие не приведет к ощутимому улучшению правовой базы. В кулуарах депутаты признавались, что на реализацию программы понадобятся дополнительные бюджетные ассигнования (в частности, на содержание ГУП "Центр содействия управлению кондоминиумами и паспортизации жилищного фонда"), с которыми казна не справится.
Тем не менее в июне прошлого года было принято постановление правительства Москвы о поэтапной реализации этой программы. Согласно документу до конца 2003 года паспорта квартирам будут выдаваться на экспериментальной основе - только в домах-новостройках, а к концу 2004 года в обязательном порядке паспорта получат все жители новых домов и желающие из "старых". В июле 2003 года правительство Москвы создало рабочую группу по разработке нового проекта закона о паспортизации жилых помещений города.
Как сообщила Эльвира Смирнова, руководитель отдела мониторинга жилищного фонда и паспортизации департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в этом году 100 из 500 домов-новостроек получат паспорт. Причем покупателям и нанимателям квартир в новых домах за паспорт платить ничего не придется: все расходы возьмут на себя инвесторы-застройщики. Остальным придется покупать паспорт самим, но цена этой услуги не определена. "Пока идет эксперимент, за эту работу берется самый минимум. В дальнейшем, конечно же, будут утверждены государственные расценки. Это не должно стать чьей-то монопольной деятельностью. Тем более что рано или поздно к этому делу подключатся коммерческие организации, которые будут аккредитованы и получат соответствующую лицензию", - пояснили в департаменте.
Московские квартиры получат паспорта
Новости по теме
- Московские застройщики устроили трехдневную онлайн-распродажу
- Хуснуллин: с покупкой квартиры в Москве стоит подождать до марта
- 100 самых дорогих квартир Москвы в сумме стоят свыше $1,3 млрд
- Полонский пригласил дольщиков «Кутузовской мили» в Камбоджу
- ФМС насчитала в России более 10 тысяч «резиновых» домов и квартир
- Один «квадрат» жилья обходится среднестатистическому россиянину в две месячных зарплаты