Агентство Symbol-Marketing продолжает исследование рынка сухих строительных смесей Москвы, добавляя новые штрихи к портрету покупателя стройматериалов. Анализ полученных в ходе исследования данных дает представление о популярных марках ССС, известных покупателю понаслышке и по собственному опыту. На основе полученной информации можно делать выводы о факторах выбора той или иной марки, о тех источниках, из которых покупатели черпают сведения о рынке. Возможность отслеживать динамику потребительских предпочтений делает эту серию исследований особенно интересной для руководителей, производственных специалистов и маркетологов.
Опрос покупателей стройматериалов проводился в начале сентября на столичных рынках: "41 МКАД", "Дмитровский двор", "Каширский двор", "Мытищинская ярмарка", "Синдика-О", "Садовод", "Абрамцево", "Нижние Мневники", "Рынок стройматериалов на Тимирязевской". Опрашивались не только индивидуальные потребители, но и сотрудники строительных организаций.
Обычно ССС приобретают мужчины в возрасте 31-50 лет, семейные, имеющие высшее образование. Более трети опрошенных являются владельцами автомобилей, одна пятая часть - собственниками второго дома. Организации, покупающие ССС на рынках Москвы, в основном занимаются строительными и отделочными работами и насчитывают в штате от 4 до 50 человек. В опросе участвовали как рядовые, так и руководящие работники. Наиболее распространенные должности, указанные при опросе - снабженец, прораб, водитель-экспедитор, рабочий-строитель.
Результаты исследования показывают, что популярной продукцией по-прежнему остаются вяжущие материалы - их покупают 51% организаций и 38% "индивидуалов". Однако группы потребителей различаются по интересам: частные лица предпочитают клей для плитки и затирку для швов (28 и 23%), организации же отдают предпочтение грунтовке и штукатурке (33%). Отсюда можно заключить, что потенциал сухих смесей как разновидности стройматериалов раскрыт далеко не полностью.
Как известно, основной дилеммой при выборе товара является соотношение цены и качества. В данном случае параметры качества включают несколько свойств. Установлено, что индивидуальные потребители смотрят на цену в 70% случаев, организации - менее чем в 60%. Дополнением к ценовому фактору служит один или несколько факторов качества, которым покупатели придают различную значимость. Например, удобство материала в работе (52% частных лиц, 56% организаций), технические характеристики (соответственно 42 и 58%), экологическую безопасность. Таким образом, достигается требуемое равновесие. Интересно, что около трети индивидуальных покупателей беспокоится об экологической безопасности материала, тогда как сотрудники организаций гораздо меньше внимания обращают на этот аспект.
Предпочтения всех покупателей характеризуются приверженностью отечественным маркам: доли закупаемых материалов российского и зарубежного производства соотносятся как 3:1. Самыми популярными по объему сделанных покупок можно считать марки: "Старатели", Atlas, Vetonit. Организации также покупают "Старатели" и Vetonit, и из пяти купленных ССС четыре обычно оказываются российского производства.
Помимо марок покупаемых ССС, интерес представляет знание марок как таковых. Спонтанные ассоциации, возникающие у потребителей, когда разговор заходит о сухих строительных смесях, весьма разнообразны. Распознавание марок из предложенного списка показывает, что в памяти потребителей содержится большой объем информации о рынке ССС. У сотрудников организаций знаний, как правило, больше, чем у частных лиц. Если последние покупают товар одной марки, могут назвать 2-3 и узнают 6-7, то первые делают закупки по 2-3 маркам, называют 3-4 и узнают 9.
Независимо от метода выявления популярности марок ССС, лидеры московского рынка ССС, по уровню спроса, спонтанных ассоциаций и распознавания, - это "Старатели", Vetonit и Atlas.