Центр Москвы под угрозой обрушения

Под угрозой обрушения находится целый микрорайон в центре столицы. Активное строительство в районе Пресни привело к трещинам в коллекторе подземной реки, позволяющим воде проникать в грунт под домами. Журналисты, прошедшие вместе со столичными диггерами по руслу реки Пресни, увидели это собственными глазами.

image

В субботу инициативная группа жителей Пресни, при поддержке столичных диггеров и лидера «Яблока» Сергея Митрохина провели пресс-конференцию. Говорили на этот раз мало – журналистам был предоставлен «наглядный материал». Начали с экскурсии по окрестностям построенного в 19 веке дома №7/11 по улице Климашкина. Это здание предполагалось реконструировать, однако недавно дом был признан Москомнаследием объектом культурного наследия, и разрешение на работы у застройщика отозвали. Уже после запрета, 7 ноября, строители попытались снести дом, но были остановлены вызванным жителями Митрохиным. А 20 ноября здесь произошел пожар. По мнению депутата, здание подожгли, чтобы уничтожить его до включения в реестр памятников культуры, и ничего бы не мешало построить здесь коммерческий жилой дом.

В какой-то мере это удалось - от исторического здания остался один фасад. Но и он сверху донизу изрезан глубокими трещинами. Правда, здесь, по мнению лидера «Диггерспаса» Вадима Михайлова, виноват уже не огонь, а вода. Дома в этом районе построены на насыпных землях, под которыми проходят водные потоки. Из-за нового строительства они меняют свое русло и начинают подмывать грунт.

Начавшаяся в августе «реконструкция» (со строительством подземного паркинга) исторического здания, подвал которого расположен всего в 5 метрах над коллектором реки Пресня, ускорила его рарушение.

Глубокие трещины стали появляться и на соседних домах. Как рассказали жители расползающихся по швам домов, кое-где уже пытались сделать «стяжку», но успеха это не принесло. И теперь, коммунальщики под предлогом ремонта просто замазывают трещины. Но цемент в них замерзает, и стены «лопаются» еще больше.

Сильнее всего досталось примыкающему к реконструируемому особняку дому №9/7 по улице Климашкина. Как считает Михайлов, из-за нарушения строителями дренажной системы, вода начала подбираться и к нему. А жители теперь гадают, куда их переселят, если дом уйдет под землю - в гостиницу «Белград» или находящийся неподалеку дом маневренного фонда. (Кстати, «маневренный фонд» в центре города появился после того, как задуманный, как «элитный», дом-новостройка в Новопресненском переулке пошел трещинами).

Как рассказали старожилы микрорайона, об активной подземной жизни им всегда напоминал мешающий спать шум проходящего под домами метро. Но «лопаться» стены и расходиться плиты стали тогда, когда в микрорайоне началась реконструкция с активным освоением подземного пространства.

Журналистам показали трещины, идущие от подвалов до чердаков 9 жилых зданий на улице Климашкина, Малой Грузинской и в Большом Тишинском переулке, где идет новое строительство. Среди пострадавших зданий и дом, где жил Владимир Высоцкий, и действующий детский сад, и объекты культурного наследия. А индикатором проседания одного из домов стала протянутая вдоль его наружных стен газовая труба. Как рассказали жители, когда-то она шла ровно, но сейчас накренилась вместе с домом на несколько сантиметров.

Когда вконец замерзших журналистов жители пригласили к себе погреться, изучение трещин продолжилось уже внутри квартир. В доме №46 по Малой Грузинской ветеран Великой отечественной войны из квартиры №4 продемонстрировал лопнувшие стены, а хозяева квартиры №21 - разошедшиеся плиты.

Самой впечатляющей частью пресс-конференции стала ее «подземная часть»: журналистам представилась возможность «омыть сапоги» в одной из 140 подземных московских речек – Пресне.

Спустившись через обычный канализационный люк под землю, они прошли по коллектору реки, расположенному под злополучными домами, а также зоопарком и Волковским переулком. Время от времени возглавлявший экспедицию Михайлов направлял свет фонаря на стену коллектора, чтобы показать очередную трещину. По его словам, коллектор был построен в 1905 году и еще в начале 40-х годов его собирались ремонтировать, но помешала война.

Как рассказал Михайлов, хотя сама по себе Пресня и не глубокая, во время паводка уровень воды поднимается, и она проникает наружу, подмывая грунт под домами.

Впрочем, неожиданно и очень быстро подняться и дойти до 2 метров уровень в Пресне может в любой момент. Как объяснил диггер, сюда несанкционированно сливается все что угодно с Белорусского вокзала, из зоопарка, разных производств. И даже если сейчас вода поднимется на полметра, «экскурсантов» без специального снаряжения и подготовки сильным течением просто снесет.

Сегодня как раз что-то сбросили, уровень поднялся, порадовал Михайлов, взглянув на показания какого-то прибора. В доказательство его слов из одного из оттоков появился характерный запах канализации. Ровный гул коллектора перебил шум падающей воды, и где-то рядом пронесся поток. К счастью для нервой системы и камер журналистов, подземная экскурсия подошла к концу. И пресс-конференция продолжилась уже на поверхности.

По словам Михайлова, «на примере коллектора Пресни можно показать, как на самом деле живет подземная Москва, и насколько опасно строительство в районах туннелей метрополитена и подземных рек». Лидер Союза диггеров России заявил о готовности коллективного вступления Союза в диггеров «Яблоко» и создании совместного центра мониторинга и предотвращения геолого-техногенных катастроф. А депутат Митрохин пообещал, что будет добиваться выделения денег для капрепонта в тех домах, где пошли трещины, и пересмотра проекта реконструкции дома 7/11 по улице Климашкина.

По его мнению, чтобы микрорайон не ушел под землю, здесь следует отказаться от любых подземных проектов и «наложить мораторий на земляные работы».

12.01.09

Обсудить  /  7
Закрыть

Строительный каталог