В середине октября 2013 года Министерство образования и науки России проведет конкурс на разработку и внедрение системы мониторинга, которая сможет оценить соответствие образовательных учреждений требованиям в области энергоэффективности.
Как известно, одним из основных направлений реализации политики энергосбережения в РФ является сокращение потребления энергии бюджетными учреждениями, к которым относятся школы и вузы. К ним применимо главное и универсальное правило энергосбережения: максимально повысить энергоэффективность объекта можно при комплексном подходе к его модернизации. Необходимо не только утеплить фасады, кровлю и ликвидировать утечки тепла через окна, но и модернизировать инженерную "начинку" здания.
Каков задел, таков и удел — другими словами, результат прямо зависит от тех технологий, которые будут применены в модернизации. В 2012 году компания Philips произвела замену системы освещения в пяти российских школах. По итогам проведенного аудита в одном из заведений потребление электричества снизилось в два раза. К таким показателям привела установка системы управления с датчиками контроля освещенности и движения, а также замена ламп на энергосберегающие.
Достигнуть высоких результатов возможно и в процессе модернизации системы отопления. Учебные заведения в силу своих особенностей потенциально имеют даже больше возможностей для экономии тепловой энергии, чем обычные жилые дома. "Затраты на отопление школы можно снизить до 35-45% благодаря погодозависимому регулированию, которое лежит в основе работы современных тепловых пунктов. Автоматическая настройка позволит снижать потребление энергии, когда в школе нет занятий и в выходные дни. В учреждениях бюджетной сферы люди пребывают периодически, а не постоянно", — поясняет Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании "Данфосс" (ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования).
Для сельских школ, где отсутствует централизованная система теплоснабжения, современные технологии становятся и источником экономии, и решением проблемы организации отопления. Например, в 2013 году в селе Вершинино Томской области открылась новая школа, в которой для обогрева применяются геотермальные тепловые насосы Danfoss, использующие энергию Земли. Инициатором строительства школы стал глава местного крестьянского фермерского хозяйства Михаил Колпаков. Около 40% средств, потраченных на возведение учебного заведения, являются собственными сбережениями фермера, а остальные — заемными. Всего строительство обошлось в 50 млн. рублей.
Активность в таких вопросах всегда похвальна, но найти инвесторов, готовых вложить свои кровные деньги в строительство или энергоэффективную модернизацию школ, — задача не из простых. Решением проблемы может стать механизм энергосервиса. Он подразумевает заключение контракта, по которому поставщик энергосберегающего оборудования проводит все необходимые работы за свой счет, возвращая понесенные затраты из "заработанной" экономии. После этого свои "дивиденды" от модернизации получает само заведение.
Снизить свои издержки на коммунальные расходы по силам любому учебному заведению. И именно сфера образования, которая всегда являлась передовицей инноваций, должна быть в авангарде энергосбережения.
Дополнительная информация: Анастасия Лаврентьева, пресс-служба ООО "Данфосс".
Тел.: +7 (495) 210 89 54.