8 декабря в пресс-центре РосБизнесКонсалтинг завершил работу круглый стол "Итоги 2011 года на оконном рынке: проблемы и перспективы" с участием ведущего российского производителя окон, а также комплектующих — профилей, фурнитуры и стеклопакетов — России, Германии и Австрии.
"Строительство является своеобразным индикатором уровня развития экономики страны, ее потребительского рынка. А основные тенденции строительного рынка находят прямое отражение на рынке оконном", — эти слова Юрия Выдманова стали вступлением к началу работы круглого стола.
Основными вопросами, на которые стремились ответить участники, стали: анализ ситуации на оконном рынке в кризисный и послекризисный период 2008-2009 гг., подведение итогов работы за 2011 г., анализ существующих на оконном рынке проблем, перспективы его развития в 2012 г.
Многие участники рынка констатировали отсутствие роста рынка в 2011 г. 2000-е годы были периодом становления оконного "континента" России, золотым временем для рынка, когда рост составлял 20% и более процентов в год. Но он закончился в 2008 г., когда наступил кризис, и пластиковые окна вновь стали предметом далеко не первой необходимости для большинства россиян. В 2009-2010 г.г. ситуация несколько изменилась: в 2010 г. рост рынка составил 25%, но тем не менее "не дотянул" до предкризисных показателей. Многие игроки рынка посчитали, что вернулся позитивный долгосрочный тренд.
Компании начали наращивать производственные мощности, закупать новое оборудование, ожидая резкого роста спроса в 2011 г. Но сейчас, когда год уже подошел к концу, можно с уверенность сказать, что этого роста не произошло, и многие производители оказались заложниками тех неправильных решений, которые были приняты в 2010 г. Не внушает оптимизма игрокам рынка и год 2012-ый: по самым оптимистичным прогнозам, прирост рынка в будущем году, как и в 2011 г., составит 0%.
"Ситуация сегодняшнего дня характеризуется значительным превышением производственных мощностей над спросом. Данное обстоятельство вынуждает оконные компании искать дополнительные пути для привлечения объемов. К сожалению, один из наиболее популярных в последнее время способов — снижение цены, и, как следствие, опасность скатывание рынка к ценовым войнам",— отметил директор по сбыту компании "МАКО ФУРНИТУРА" Виктор Мелихов.
Проблему демпинга, ценовой войны затронули и другие специалисты рынка. Сегодня она становится самой актуальной, ведь многие производители, закупившие оборудование, буквально прижаты к стенке. Вероятность того, что они быстро и безболезненно для рынка сдадутся и признают себя неплатежеспособными очень мала. Скорее всего, ситуация будет развиваться по другому сценарию: они пойдут на снижение цены в ущерб качеству продукции.
"Цены на оконные конструкции в 2009 г. уже упали на 15-20%. Это явилось следствием падения спроса на них. Но оконный рынок России еще не так развит, как в европейских странах, и
поэтому единственным инструментом борьбы за выживание на рынке является ценовой демпинг. К сожалению, в нашей стране пока нет ни государственных, ни отраслевых механизмов борьбы с этой болезнью", — отметил Юрий Выдманов.
Руководитель компании "STiS" Дмитрий Сулин привел опыт своей компании по снижению цен: "Мы пробовали бороться за покупателя и снижать цены в 2009 г. В тот год рост числа наших клиентов составил 35%. Но когда встала необходимость возвращать цены в нормальное состояние, практически все эти клиенты испарились. Это пример того, как не надо себя вести. Привлечение на падающем рынке ценой в среднесрочной и долгосрочной перспективе не дает ничего".
Другими словами, в том обилии компаний на оконном рынке, которое существует сейчас (по разным оценкам их от 5 до 7 тысяч) ценовая война весьма вероятна. Это война, где не будет победителей. Проиграют все, и в первую очередь конечный потребитель. У оконных компаний, после неудачного 2011, нет ни средств, ни резервов. К сожалению, можно предположить, что нездоровая конкуренция в сложившейся ситуации приведет к ухудшению качества и потребительских свойств окон.
Эксперты привели несколько способов выхода из сложившейся ситуации. Одним из них стала дифференциация, новое позиционирование компаний и продукции. Многие покупатели не видят разницы между качественными и некачественными окнами, полагаясь при выборе лишь на цену. Чтобы переломить подобный подход, необходимо превратить продукт компании в бренд, чтобы покупатели приходили не за абстрактным окном, а за определенной маркой. Вторым выходом является новые правила ведения бизнеса: без четкой, последовательной оригинальной стратегии выживание компании на оконном рынке станет невозможным. И, наконец, все участники круглого стола подчеркнули важность создания независимой профессиональной ассоциации, которая смогла бы найти механизмы воздействия на рыночную ситуацию, занималась бы оценкой качества оконной продукции и имела возможность информировать потребителя о недобросовестных производителях на рынке и о правах потребителя в случае возникновения претензий к качеству товара.
Полная версия круглого стола, а также ключевые видеоцитаты спикеров доступны на сайте РосБизнесКонсалтинг: http://top.rbc.ru/pressconf/08/12/2011/628263.shtml
Справка о компаниях
"Оконный континент" — одна из крупнейших российских оконных компаний, входящая в пятерку лидеров рынка.
"STiS" - крупнейший производитель стекла и стеклопакетов.
"REHAU" — ведущий европейский производитель профильных оконных систем (Германия).
"MACO" - ведущий производитель оконных приборов (Австрия).
Присоединенные файлы: