Покупка радиаторов отопления — вполне естественный шаг для большинства из тех, кто занимается ремонтом. Но любой поход в магазин или поиск в интернете в полный рост ставит перед покупателем проблему выбора — как приобрести качественный прибор по разумной цене? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и понять, что же это такое "разумная цена". В этом нам помогут специалисты компании ROYAL THERMO, одного из ведущих производителей систем отопления, и Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО).
Цена или качество?
Начнем с азов: стоимость любого продукта обязательно включает в себя три основных составляющих: затраты на изготовление, а также прочие производственные издержки, расходы на транспортировку и хранение, необходимые налоги и сборы. Понятно, что в зависимости от страны изготовления и качества товара эти параметры могут варьировать в широких пределах. До недавнего времени у нас преобладали импортные радиаторы — от дешевых "одноразовых" подделок no-name брендов до очень дорогих европейских. Однако ценообразование на них особой логикой не отличалось, поскольку иностранным производителям важно было закрепиться на перспективном российском рынке, и для этой цели многие не брезговали откровенным демпингом, не обращая при этом внимания на качество.
"Российские предприятия по производству алюминиевых и биметаллических радиаторов,— говорит Александр Квашнин, исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО), — способны обеспечить спрос на внутреннем рынке Евразийского экономического союза[1] более чем на 50%. А он очень велик и перспективен — только за последнее десятилетие вырос более чем в 5 раз и сегодня составляет 100 миллионов секций в год на сумму более 60 миллиардов рублей. Вместе с тем доля импортируемой продукции на территорию Российской Федерации превышает 90%. Качество приборов отопления, поставляемых в РФ, постоянно снижается. Это ведет к росту аварий отопительных систем. От недобросовестной конкуренции на рынке радиаторов отопления страдают в первую очередь потребители. Только в 2014 году в СМИ зафиксированы свыше 20 случаев аварий по причине применения некачественных отопительных приборов, в результате которых пострадало более 30 человек (в трети случаев — дети)".
Впрочем, недавно ситуация стала меняться. Отчасти "помог" кризис: падение рубля сделало импорт не слишком выгодным даже для отчаянных любителей демпинга. Но главную роль сыграл рост мощностей отечественных производителей, которые успели создать высокотехнологичное производство, не уступающее европейскому по оснащению и качеству. Сейчас они способны обеспечить выпуск более 50 миллионов секций в год (при существующей потребности в 80 миллионов), а в перспективе полностью "закрыть" спрос и даже начать экспорт. Причем, и это едва ли не самое главное, продукция флагманских отечественных предприятий полностью соответствует требованиям российских норм и правил.
Почем материал?
В производстве высокотехнологичной продукции "материальная сторона дела" играет едва ли не ведущую роль. Как в этом смысле обстоят дела в изготовлении отопительных приборов?
Современные, наиболее востребованные потребителями модели радиаторов — это алюминиевые и биметаллические. Последние отличаются от алюминиевых наличием стальных закладных деталей, обеспечивающих особую прочность. Такие приборы настоятельно рекомендуются для установки в городских многоэтажках, так как без проблем выдерживают скачки давления, неизбежные при сезонной опрессовке систем центрального отопления, и более устойчивы к агрессивным теплоносителям. Значит, начать нашу "экскурсию" по ценообразованию стоит со следующего момента: сколько же стоят материалы для радиаторов? Казалось бы, проще всего посмотреть на биржевые цены, однако здесь не все так однозначно.
Дело в том, что в производстве радиаторов можно использовать разные сплавы, которые способны существенно отличаться по цене и качеству. "Основа всех наших радиаторов, — говорит Алексей Болдырев, специалист по закупкам радиаторов ROYAL THERMO, — алюминиевый сплав марки АК12М2, который относится к силуминам и, помимо алюминия, содержит кремний и магний. Они обеспечивают свойства материала, которые позволяют получить герметичные отливки сложной формы, готовые выдержать большие нагрузки. При выборе поставщика мы ориентируемся на ГОСТы, поскольку только точное соответствие рецептуре может обеспечить надежность готового изделия. К сожалению, в нашей стране всего несколько крупнейших заводов способны производить такой сплав нужного качества — это, например, "Всеволожский завод алюминиевых сплавов" или московская ПК "Втормет". Естественно, что цена материала в этом случае находится на верхней границе рынка. Такой же подход мы применяем и при выборе стальных закладных элементов — на сегодняшний день наиболее достойное качество в России предлагают такие заводы, как "Первоуральский новотрубный завод", ведущий в РФ производитель, или московский завод "Филит", чья продукция также относится к верхнему ценовому сегменту".
Если посмотреть на предложения по российскому рынку[2] алюминиевых сплавов, очевидно, что цена указанной марки силумина колеблется в больших пределах — от 72 до 117 тыс. рублей за тонну без НДС.[3] (Как мы помним из разъяснений специалиста, цена на по-настоящему качественный материал находится на верхней границе.) На каждую секцию радиатора уходит свыше 1 кг сплава — только так можно обеспечить заявленные теплотехнические характеристики. Трубный прокат может достигать 60 тыс. руб. за тонну[4], одна закладная в каждом элементе прибора весит 750-800 г.
"Средний вес секции качественного российского или итальянского радиатора, — говорит Ивана Скупяк, специалист ROYAL THERMO, — составляет от 1,2 до 1,35 кг. Это позволяет обеспечить расчетные мощность в 195 Вт и прочность при опрессовке до 105 бар. Таким образом, при стоимости алюминия 116 тыс. руб. за тонну себестоимость секции будет примерно 150 руб. А у дешевого китайского радиатора вес всего 0,8 кг, причем выполнен он из непрочного сплава по 70 тыс. руб. за тонну. То есть по себестоимости секция обойдется в 55 руб. Соответственно, и характеристики, по законам физики, просто не могут достигать приемлемых значений, необходимых для безопасного и эффективного использования".
Та же ситуация и для биметаллических моделей, которые оптимально подходят для установки в многоквартирных домах. "У качественного биметаллического радиатора, — продолжает Иван Скупяк, — вес секции составляет от 1,7 до 2,1 кг, где доля стального закладного элемента — 0,8 кг. При стоимости алюминия 116 тыс. руб. за тонну и стали 60 тыс. руб. за тонну себестоимость секции с заявленными характеристиками не будет меньше 200 руб. У дешевого китайского радиатора масса 1-1,2 кг, где закладной элемент, сделанный из некачественной стали за 30 тыс. руб. за тонну, весит всего 0,4 кг, а основа секции изготавливается из дешевого алюминиевого сплава за 70 тыс. руб. за тонну. Себестоимость, соответственно, составляет 65-70 руб. за секцию при соответствующем качестве и безопасности".
Цена труда
С ценой материала мы разобрались. Но чтобы алюминиевая чушка и отрезок стальной трубы превратились в отопительный прибор, над ними придется серьезно поработать. Для этого нужно современное производство, способное создать отливку заданной и рассчитанной формы и точно собрать все детали.
Казалось бы, если судить по весу, обойдется секция не слишком дорого. Однако, по словам Алексея Болдырева, металлическая основа составляет 70% цены радиатора. Таким образом, если в рознице секция продается за 600-700 рублей[5], получается, что стоимость основы — 400-500 рублей. За вычетом материала (около 150-200 руб.) выходит, что больше половины этой стоимости составляет "передел", то есть превращение металла и труб в прибор.
Процесс этот весьма сложен и требует соответствующих технологий и культуры производства. На сегодняшний день, к сожалению, импортозамещение здесь практически не работает — лучшее оборудование по-прежнему производится за рубежом, как правило — в Европе. Естественно, чтобы достичь мирового качества, в такое оборудование приходится вкладываться — например, в российский завод по производству радиаторов ROYAL THERMO в Киржаче инвестирован 1 млрд. рублей, и программа оснащения еще не завершена. Соответственно, амортизация техники также вносит свой, относительно небольшой, процент в стоимость готового продукта.
Изготовление радиатора высокоавтоматизировано и насчитывает множество необходимых этапов, каждый из которых добавляет несколько десятков рублей к конечной цене. Путь прибора "в люди" начинается со входного контроля сырья — каким бы ответственным ни был поставщик, ошибки и пересортица все равно возможны. Чтобы контроль был эффективным, на заводе оборудована лаборатория, где на современных немецких приборах (Spectro) производится анализ элементного состава. Если все в порядке, сырье идет в печь, на выплавку, если обнаруживаются расхождения — возвращается поставщику.
Проверенный алюминий поступает на переплавку в мощную печь Marconi (Италия), где все процессы практически полностью автоматизированы — это снижает влияние "человеческого фактора". Нагрев ведется с помощью горения газа; на каждую выплавленную тонну уходит порядка 65-70 м3[6]. По достижении заданной температуры расплав поступает к литейным формам. Сделаем небольшое отступление: разработка оптимальной конструкции радиатора — собственно, того, во что превращается после печи алюминий, — дело также дорогостоящее и затратное, причем на большую часть технических решений есть еще и патенты, которые тоже недешевы.
Готовые отливки вновь проверяют на соответствие критериям качества. Брак (его, в силу особенностей современной технологии, немного, доли процента) уходит на переработку, а кондиция поступает на сборочное производство. Оно также высокоавтоматизировано и состоит из нескольких этапов, каждый из которых вновь завершается проверкой.
Итак, металлическая болванка уже почти превратилась в сложный прибор, "набрав" по дороге в стоимости, которая, как мы уже знаем, достигла 70% от конечной цены. Что же входит в последнюю треть?
От покраски до отправки
В принципе, после отливки и сборки радиатор уже способен выполнять свои функции. Однако для потребителя этого явно недостаточно — прибор должен не просто работать, но и выглядеть достойно, причем и на месте установки, и в магазине. Для этого его нужно окрасить и упаковать. Естественно, предварительно проверив.
На российском заводе, где производятся радиаторы ROYAL THERMO, покраска выполняется по итальянской технологии, на оборудовании TECNOFIRMA (Италия) и с использованием европейских порошковых красок. Сам процесс полностью автоматизирован и насчитывает 7 этапов, от мойки до полимеризации, ни один из которых невозможно пропустить. Конечно, доля окраски в конечной цене радиатора не слишком велика, но нужно помнить, что нестабильный курс валюты влияет на нее довольно заметно. Зато результатом применения высокотехнологичных оборудования и материалов является высочайшая стойкость покрытия, которая полностью защищает прибор от механических повреждений и коррозии на десятки лет.
Если вы думаете, что упаковка — дело маловажное и стоит "копейки", то глубоко ошибаетесь: современная "тара", помимо защиты радиатора в пути от конвейера до покупателя, выполняет массу других функций. Например, маркировка на картоне существенно упрощает складское хранение и транспортировку, а специальные отверстия позволяют сделать установку прибора прямо в упаковке — это сохранит радиатор от повреждения во время прочих ремонтных работ. Соответственно, "умная" защита не может стоить совсем уж дешево и вносит свой, хотя и небольшой, вклад в цену продукта.
Современная упаковка, кстати, не смотря на то, что и дороже обычного гофрокартона, позволяет снизить другую существенную нагрузку на цену — логистические расходы, включающие складирование и перевозку. Как мы знаем, маркировка — штрихкод — делает возможным кладовщику или экспедитору, оснащенному считывающим устройством, легко находить и перемещать наш радиатор, снижая затраты времени, которое, как известно, деньги.
Может показаться, что забота о качестве даже в мелочах на российском предприятии избыточна, раз ведет к удорожанию — мы же привыкли считать, что раз "сделано в России", то должно быть существенно дешевле "белого" импорта. В данном случае такая логика не работает, так как "дешево хорошо не бывает". Любая такая "мелочь" напрямую сказывается на сроке службы прибора. Поэтому, например, дешевый китайский радиатор (цена которого, кстати, в магазине не намного ниже качественного отечественного) вряд ли прослужит больше 5 сезонов, в то время как расчетный срок службы российского переваливает за два десятилетия, как и у европейских моделей. "Если мы рассмотрим наши радиаторы в сравнении с продукцией итальянских партнеров, которая находится примерно в этой ценовой группе, — говорит Андрей Леготин, директор по качеству ROYAL THERMO, — то уже сейчас российское производство соответствует по уровню европейскому, а уже в ближайшее время мы их опередим, поскольку при равной оснащенности требования к самому продукту у нас выше. Достижение этой цели абсолютно реально за счет кадров, технологий и высокого уровня контроля качества".
Рассказав о материальных составляющих цены радиатора, необходимо упомянуть и о такой не слишком любимой производителями, но обязательной части, как налоги. Собственно, в конечной стоимости прибора они не превышают нескольких процентов, поскольку завод имеет возможность оптимизировать фискальную нагрузку за счет того, что входит в производственный кластер Владимирской области, где действует льготное налогообложение.
Дорог или дешев радиатор? Как мы смогли убедиться, за качество и долгий срок службы приходится платить, хотя и не переплачивать. Поэтому в процессе поиска, вспоминайте наши простые выкладки и не забывайте, что попытка сэкономить на необходимом крайне редко оказывается удачной.
[1] Презентация АПРО.
[2] www.propartner.ru/offers/alyuminiy-ak12m2
[3] Справка ROYAL THERMO по ценам на 2015 г.
[4] www.stprokat-nn.ru/site.aspx?IID=1983893&SECTIONID=1978148
[5] www.rusklimat.ru/catalog/radiators/aluminium-radiators/royal-thermo-indigo/
[6] www.marconiforni.com/index.php/production-ru/mtx-ru?lang=ru
Присоединенные файлы: