ТОИ Р-66-54-95
СОГЛАСОВАНА постановлением Президиума ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов России от 15 декабря 1994 г. № 19-70 |
|
УТВЕРЖДЕНА постановлением Госстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22 |
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУ ДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ П О РЕМОНТУ
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ТРАКТОРОВ
ТОИ Р-66-54-95
Дата введения 01.07.95
Слесари по ремонту дорожно-строительных машин и тракто ров (далее — «слесари») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, а также требовани я инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации обслужив аемого оборудования и технологич еской оснастки.
Требовани я безопасности перед началом работы
1. Пере д началом работы слесари обязаны:
а) пре дъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить зад ание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) наде ть спецоде жду, спецобувь и при работе на строите льной пло щадке — каску установ ленного образца.
2. После получения задания у бригадира или руководителя работ слесари обязаны:
а) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.
б) проверить рабочее место и подходы к нему на соотве тствие требованиям безопасности;
в) подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при вып олнении работы, проверить их исправность и соответствие тре бованиям безопасности;
г) при пользовании переносной электролампой проверить ее исп равность и це лостность изоляци и шлангового п ровода.
3. Слесари не должны приступать к выполне нию работ при следующих нарушениях требований безопасности :
а) неисправностях те хнологической оснастки, средств защиты работающих и инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков, кувалд, зубил, ке рн и т.д.), указанных в инструкциях заводов-изготовите лей по их эксплуатации, при которых не допускается их применени е;
б) несвоевременном п роведе нии очере дных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструмента и приспособле ний;
в) несвоевре менном проведении очередных испытаний или и стечении срока эксплуатации сре дств зашиты работающих, установленного заводом-изготовителем;
г) не устойчивом положении узлов, агре гатов строите льной техни ки;
д) вблизи эле ктрических проводов и электроустановок, находящ ихся п од напряжением;
е) недостаточной освеще нности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним;
ж) о тсутствии средс тв пожаротушения.
Обнаруженные нарушения тре бований без опасности до лжны быть устранены собс тве нными силами д о начала работ, а при не возможности сделать это сле сари обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
Требов ания безо пасности в о время работы
4. В проц ессе работы слесари обязаны соблюдать следующие требован ия:
а) при ремонте или те хническом обслуживании дорожно-строи тельной техники повесить на рулевое коле со или рычаги машины табличку «Двигатель не пускать — работают люди!» ;
б) выполнять работы по ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительных маши н при неработающем двигателе, за исключением работ по регулировке карбюратора, прове рке электрооборудования и тормозной системы;
в) з алезать под машину и вылезать из-под нее следует со стороны противоположной прое зду, а находясь под машиной, следуе т разме щаться ме жду коле са ми или гусе ницами вдоль машин ы;
г ) до начала производств а св арочных р абот сли ть бе нзин, дизельное топливо и масло, а бензобаки закрыть асбе стовыми че хлами;
д) разборку и сборку агре гатов выполнять в стационарных или передв иж ных масте рских только на спе циальных сте ндах, оснащенных устройствами закрепления;
е) не производить работы на отде льных узлах машин, поднятых грузоподъе мным механизмом;
ж) опустить на опоры или з аблокировать сборочные единицы машин, агре гатов, которые могут пере ме щаться под действием собст ве нной массы, а такж е подложить под гусеницы и колеса машин противооткатные упоры (башмаки);
з) не хранить на рабоче м ме сте л егко восплам еняющиеся жидкости и обтирочный материал.
5. Домкраты следуе т устанавливать на прочную и устойчивую де ре вянную подклад ку. Высота подъе ма домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее часте й. После подъе ма машины домкратами следуе т подста влять козелки. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установле нной на козе лки, запре щае тся.
6. При выполне нии работ на самосвале с под нятым кузовом сле дует предварите льно установи ть кузов на упорную штангу.
7. Слив масла и воды из агре гатов машины необходимо производить только в спе циальную тару. Случа йно пролитое на пол масло или оброне нный солидол сле дуе т немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в спе циально от вед енно е ме сто.
8. При работ ах, св язанных с проворачиванием коле нчатого и карданного валов, сле сари должны прове рить, выключены ли за жигание и под ача топлив а (для дизе льных машин), пост авить рычаг пе ре ключен ия пе ре дач в не йтральное положе ние, освободить стояночный тормоз. После окончания работ след уе т затянуть рычаг тормозной систе мы и включить пе рвую пе ре дачу.
9. Разборку и сборку колес следует производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес следует только при наличии ограждения или страхующего устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой запрещ ается.
10 . При ремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с в ысокой платформой слесари должн ы пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы не допускается.
11 . При ремонте дор ожно-строительных машин следует снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение работ.
12. Проверку соосности отверстий при сборке узлов следует выполнять с помощью конусной оправки.
13 . Производить осмотр и ремонт машин в осмотровой яме следует в защи тных очках.
14 . При сметании стружки и пыли с верстака или деталей необходимо пользоваться волосяной щеткой и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки).
15 . При осмотре машин в стационарных помещениях следует пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажности или на открытом воздухе — не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотре машин не разрешается.
16 . При работе с электросварщи ком следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.
17. При применении грузоподъемных механизмов к строповке агрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверение стропальщика.
18 . К работе с электрифицированным инструментом допускаются слесари, имеющие II квалификационную группу по электробезопасности.
Требовани я безопасности в авари йн ых ситуациях
19 . В случае возникновения загорания необходи мо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асб естовыми покрывалами , пе ском или сильной струей воды), а при невозможности ликвидировать загорание следует вызвать пожарную охрану.
20 . При потере устойчивости узлов и агрегатов дорожно-строительных машин во время ре монтных работ их сле дует пре кратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного пере меще ния частей машин.
Требования безопасности по окончании работы
21. По окончании работы слесари обязаны:
а) привести в порядок рабочее место, убрать инструмент, приспособления и мате риалы;
б) отключить от се ти применяемые в работе эле ктроинструмент, станки и механизмы;
в) убрать ручной инструме нт и спецоде жду, спецобувь и средства индивидуальной защиты в пре дназначе нное для хранения место;
г) о все х заме че нных во вре мя работы не поладках сообщить бригадиру или руководителю.