Великий немецкий писатель Герман Гессе, обладатель огромной уникальной библиотеки, считал, что книги необходимо не только читать, но и приобретать, так как "обладание книгами (а не только их чтение) доставляет свои совершенно особенные радости".
В дореволюционной России иметь собственную библиотеку считалось необходимостью. Размеры ее и наличие в ней книжных раритетов определялось финансовым и социальным положением владельца. Но даже в домах небогатых разночинцев, студентов из провинции, а позже и в домах купечества несколько полок с книгами присутствовали обязательно.
Книжные рынки, "развалы", как описал их Гиляровский, букинистические лавки и книжные магазины притягивали ценителей из самых разных социальных слоев: и богатых коллекционеров, и бедных студентов. Читать, сопереживать, размышлять, обсуждать и спорить о прочитанном - было насущной потребностью и характерной чертой жизни российского общества. А богатство духа уважалось значительно бльше финансовой состоятельности.
В те времена библиотека в доме была местом уединения и спокойного размышления. Если хозяин дома находился в библиотеке, его старались не тревожить по пустякам. Там же проходили важные беседы, требующие конфиденциальности и серьезности, особенно это касалось членов семьи, так как у главы семейства, как правило, для этих целей был кабинет. Сколько важных и судьбоносных решений было принято в библиотеке, сколько секретов доверено и исповедей выслушано в ней!
Социальные бури смели домашнюю библиотеку, как пережиток буржуазного образа жизни. Общественные библиотеки, конечно, потеряли тот шарм, уют и индивидуальность, которые были присущи их домашним родственницам.
Но даже во время бытовой тесноты и неустроенности книги продолжали покупать и хранить дома, используя для этого любые ниши, простенки и даже часть стен под потолком в коридоре. Этажерки, книжные полки, стеллажи и книжные шкафы, если они умещались в тесноте малогабаритных квартир, были своеобразными мини-библиотеками дома.
Изменилась наша жизнь, стало возможным опять позволить себе иметь домашнюю библиотеку как отдельное помещение и даже создать для нее своеобразный интерьер. Ведь образ библиотеки передает индивидуальность владельца больше, чем даже самые личные комнаты (спальни, гардеробные). Другие помещения дома говорят о социальном и финансовом статусе, привычках и вкусах владельца квартиры, а библиотека - многое скажет о мироощущении, образе мысли, эрудиции и тонкости его души.
Библиотеки возродились, но при этом приобрели новые качества. Это не могло не произойти в век технического прогресса - книга перестала быть единственным источником информации. Многие документы, доступные раньше в печатном виде сейчас могут быть перенесены на экран. Библиотеки превращаются в "медиатеки", в которых информация хранится на различных носителях: аудиовизуальные средства сейчас составляют не ощутимую конкуренцию а, скорее, дополнение к книгам в сложной культуре нашего времени. Это роднит библиотеку с кабинетом, видеозалом и игральной комнатой (если там установлен бильярд или стол для шахмат).
Отсюда и берет свое начало особый взгляд на организацию пространства в библиотеке, разрушающий традиционный ряд "закниженных стен". Зонирование пространства стало насущной необходимостью и в библиотеке. А выделение компьютерной зоны, как отдельной рабочей плоскости, возможно с помощью сквозных стеллажей или раздвижных перегородок. Здесь необходимо тщательно продумать оптимальное освещение, так как напряженная для глаз работа требует определенного света: он должен быть направленным (на экран и клавиатуру), неслепящим, не давать бликов на экране, не утомлять глаза. Помимо направленного местного освещения в компьютерной части библиотеки необходимо для снижения контраста использовать общий рассеянный свет, например, потолочные точечные светильники.
Также очень важным местом в помещении библиотеки является удобная зона для чтения. Здесь располагаются диваны, кресла, невысокие столы или, наоборот, большие письменные столы. Выбор мебели зависит от вкусов хозяина и стиля в интерьере. Для обстановки в классическом стиле мебель должна быть из массива благородного дерева, диваны обиты мягкой кожей, что очень согласуется с переплетами старинных книг, выдерживая стиль и сохраняя исторические традиции. Паркетный пол покрыт коврами из натуральных материалов, в простенках - картины, скульптуры, барельефы. Шкафы, как правило, застеклены, но возможны и варианты сплошных открытых стеллажей, покрывающих стены.
Современная мебель для библиотек отличается от традиционной, прежде всего цветом. Цвет натурального дерева в 1970 году был потеснен выпуском на рынок цветных стеллажей для книг. Этот рискованный шаг французской мебельной фирмы вызвал негативную реакцию специалистов. Тем не менее, цветная мебель прижилась, так как органично вписалась в разноцветную палитру интерьеров семидесятых. И с тех пор цвет книжных стеллажей и полок играет в интерьере библиотеки самостоятельную декоративную роль. Очень стильно смотрятся, например, черные стеллажи в сочетании с белыми стенами, белой скульптурой и точечной подсветкой. Разноцветные обложки книг здесь играют роль мягких цветовых акцентов, иначе интерьер был бы слишком графичен.
А темно-зеленый цвет стеллажей в сочетании с темной мебелью из натурального дерева, светлым потолком и светлым ковром на мозаичном паркете придают интерьеру библиотеки и современность и благородство.
Расстановка книг, выбор между застекленным книжным шкафом или открытым стеллажом, расположение стола, подбор ковра, включение в обстановку невысоких сидений и лесенок, подходящих для легкого чтения, устройство общего и локального света - все это создает "жилое" пространство для книги, ведь книгам, как и их хозяевам должно быть комфортно и уютно в этом помещении.
Современная домашняя библиотека - это своеобразный библиодом, дизайн которого должен органично связывать книгу с другими средствами коммуникации, а владельцу предоставлять удобное место для отдыха и работы.
В дореволюционной России иметь собственную библиотеку считалось необходимостью. Размеры ее и наличие в ней книжных раритетов определялось финансовым и социальным положением владельца. Но даже в домах небогатых разночинцев, студентов из провинции, а позже и в домах купечества несколько полок с книгами присутствовали обязательно.
Книжные рынки, "развалы", как описал их Гиляровский, букинистические лавки и книжные магазины притягивали ценителей из самых разных социальных слоев: и богатых коллекционеров, и бедных студентов. Читать, сопереживать, размышлять, обсуждать и спорить о прочитанном - было насущной потребностью и характерной чертой жизни российского общества. А богатство духа уважалось значительно бльше финансовой состоятельности.
В те времена библиотека в доме была местом уединения и спокойного размышления. Если хозяин дома находился в библиотеке, его старались не тревожить по пустякам. Там же проходили важные беседы, требующие конфиденциальности и серьезности, особенно это касалось членов семьи, так как у главы семейства, как правило, для этих целей был кабинет. Сколько важных и судьбоносных решений было принято в библиотеке, сколько секретов доверено и исповедей выслушано в ней!
Социальные бури смели домашнюю библиотеку, как пережиток буржуазного образа жизни. Общественные библиотеки, конечно, потеряли тот шарм, уют и индивидуальность, которые были присущи их домашним родственницам.
Но даже во время бытовой тесноты и неустроенности книги продолжали покупать и хранить дома, используя для этого любые ниши, простенки и даже часть стен под потолком в коридоре. Этажерки, книжные полки, стеллажи и книжные шкафы, если они умещались в тесноте малогабаритных квартир, были своеобразными мини-библиотеками дома.
Изменилась наша жизнь, стало возможным опять позволить себе иметь домашнюю библиотеку как отдельное помещение и даже создать для нее своеобразный интерьер. Ведь образ библиотеки передает индивидуальность владельца больше, чем даже самые личные комнаты (спальни, гардеробные). Другие помещения дома говорят о социальном и финансовом статусе, привычках и вкусах владельца квартиры, а библиотека - многое скажет о мироощущении, образе мысли, эрудиции и тонкости его души.
Библиотеки возродились, но при этом приобрели новые качества. Это не могло не произойти в век технического прогресса - книга перестала быть единственным источником информации. Многие документы, доступные раньше в печатном виде сейчас могут быть перенесены на экран. Библиотеки превращаются в "медиатеки", в которых информация хранится на различных носителях: аудиовизуальные средства сейчас составляют не ощутимую конкуренцию а, скорее, дополнение к книгам в сложной культуре нашего времени. Это роднит библиотеку с кабинетом, видеозалом и игральной комнатой (если там установлен бильярд или стол для шахмат).
Отсюда и берет свое начало особый взгляд на организацию пространства в библиотеке, разрушающий традиционный ряд "закниженных стен". Зонирование пространства стало насущной необходимостью и в библиотеке. А выделение компьютерной зоны, как отдельной рабочей плоскости, возможно с помощью сквозных стеллажей или раздвижных перегородок. Здесь необходимо тщательно продумать оптимальное освещение, так как напряженная для глаз работа требует определенного света: он должен быть направленным (на экран и клавиатуру), неслепящим, не давать бликов на экране, не утомлять глаза. Помимо направленного местного освещения в компьютерной части библиотеки необходимо для снижения контраста использовать общий рассеянный свет, например, потолочные точечные светильники.
Также очень важным местом в помещении библиотеки является удобная зона для чтения. Здесь располагаются диваны, кресла, невысокие столы или, наоборот, большие письменные столы. Выбор мебели зависит от вкусов хозяина и стиля в интерьере. Для обстановки в классическом стиле мебель должна быть из массива благородного дерева, диваны обиты мягкой кожей, что очень согласуется с переплетами старинных книг, выдерживая стиль и сохраняя исторические традиции. Паркетный пол покрыт коврами из натуральных материалов, в простенках - картины, скульптуры, барельефы. Шкафы, как правило, застеклены, но возможны и варианты сплошных открытых стеллажей, покрывающих стены.
Современная мебель для библиотек отличается от традиционной, прежде всего цветом. Цвет натурального дерева в 1970 году был потеснен выпуском на рынок цветных стеллажей для книг. Этот рискованный шаг французской мебельной фирмы вызвал негативную реакцию специалистов. Тем не менее, цветная мебель прижилась, так как органично вписалась в разноцветную палитру интерьеров семидесятых. И с тех пор цвет книжных стеллажей и полок играет в интерьере библиотеки самостоятельную декоративную роль. Очень стильно смотрятся, например, черные стеллажи в сочетании с белыми стенами, белой скульптурой и точечной подсветкой. Разноцветные обложки книг здесь играют роль мягких цветовых акцентов, иначе интерьер был бы слишком графичен.
А темно-зеленый цвет стеллажей в сочетании с темной мебелью из натурального дерева, светлым потолком и светлым ковром на мозаичном паркете придают интерьеру библиотеки и современность и благородство.
Расстановка книг, выбор между застекленным книжным шкафом или открытым стеллажом, расположение стола, подбор ковра, включение в обстановку невысоких сидений и лесенок, подходящих для легкого чтения, устройство общего и локального света - все это создает "жилое" пространство для книги, ведь книгам, как и их хозяевам должно быть комфортно и уютно в этом помещении.
Современная домашняя библиотека - это своеобразный библиодом, дизайн которого должен органично связывать книгу с другими средствами коммуникации, а владельцу предоставлять удобное место для отдыха и работы.