Как установить газовый котел, соблюдая все требования безопасности, сколько стоит подключение и наладка, как самостоятельно выполнить мелкий ремонт и настройку оборудования. В этой статье мы расскажем о ключевых моментах в установке и обслуживании газовых котлов.
Давайте попробуем разобраться с наиболее важными и ответственными моментами в установке и эксплуатации газовых котлов. Нюансы, которые помогут продлить срок их службы с наименьшими затратами на ремонт и покупку запчастей.
Установка или замена газового котла
Общими требованиями для установки всех газовых котлов являются следующие моменты:
- Соблюдение горизонтального уровня. Установка не по уровню — это причина неравномерного нагрева теплообменной камеры и, как следствие, появление трещин в местах с различной температурой. Замена теплообменника обойдется в половину его стоимости.
- Наличие исправных систем вентиляции и дымохода, что обязательно должно быть подтверждено документально соответствующей организацией.
- Возможность обслуживания котла с любой стороны, то есть наличие расстояния между отопителем и стенами не менее 0,5 метра.
- Подготовленное помещение для установки: в отдельно стоящих котельных обязательно должно быть окно, которое при взрыве котла, обеспечит целостность постройки. В подвальных помещениях обязательно присутствие дополнительной, желательно принудительной, вентиляции.
Для установки или замены котла можно обратиться в газовые службы, которые и котел поменяют, и систему под него приспособят. Расчет проводится согласно выполненным работам со 100% предоплатой в единой программе «Гранд-смета», где оговорены используемые материалы и все виды предоставленных услуг. Стоимость услуги колеблется от 3,5 до 10 тысяч рублей.
Но некоторые работы по замене старого котла на новый можно выполнить и самим, ничего сверхсложного в этом нет. Для начала, чтобы демонтировать старое оборудование, придется слить воду из системы. Затем открутить фланцы и отсоединить систему от котла, открутить хомут, который держит гофру дымохода и снять гофру (ее тоже лучше поменять). Далее отсоединить газовую подводку (не забудьте предварительно перекрыть подачу газа) и открутить фланцы с патрубками от котла. На этом демонтаж закончен.
Устанавливаем котел на место работы согласно требованиям. Подгоняем обратку системы к соответствующему патрубку на котле (обычно это сопряжено с перевариванием стальной системы отопления). Использовать отводы с малым радиусом загиба нежелательно, потому что это снижает скорость движения теплоносителя. При включении циркуляционного насоса, если он есть, в таких местах может произойти гидроудар, что приводит к изменению и неоднородности характера движения воды, и, следовательно, к затруднению регулировки системы. Последующие действия производят в обратном порядке: закручивают фланцы на подаче и обратке, подцепляют газ и дымоход.
Работы, связанные с заменой котла собственными силами, законны, но после смены и подключения необходимо сделать заявку на вызов газового инспектора, который поставит котел на учет по обслуживанию газоиспользующего оборудования, с соответствующей пометкой в паспорте оборудования. Стоимость до 500 рублей за каждую единицу оборудования.
Пуск и наладка установленного оборудования
Если вы впервые запускаете систему, то вопросы по запуску и устранению неполадок ложатся на плечи газовиков. Средний тариф по регионам составляет около 2000 рублей. Замена вышедших из строя деталей и автоматики осуществляется по гарантии, либо за отдельную плату.
Обязательными условиями допуска хозяина к эксплуатации котельного оборудования являются:
- проведение инструктажа уполномоченным на это лицом под роспись инструктируемого (стоимость 260–500 рублей);
- показ и объяснение по включению котла в работу (входит в стоимость инструктажа);
- отслеживание первого самостоятельного пуска хозяином или другим уполномоченным лицом (входит в стоимость инструктажа).
Заполнение системы производится обязательно с визуальным осмотром всех соединений на предмет герметичности: сварные швы, резьбовые соединения металлопластика и спайки полипропилена. Не ждите чудес от нового котла, пока он не «приработается», возможны сбои в работе:
- При сильном ветре возможно задувание запального огня. Это происходит от того, что пока система полностью не прогреется и не войдет в свой постоянный рабочий ритм, автоматика не может настроится на цикл работы. Может потребоваться настройка малого пламени и пламени запальника.
- Температурная шкала отображает ошибочные значения. В пределах 5–10 градусов — ничего страшного, а если больше, то либо неисправна сама шкала, либо неисправен датчик температуры. Шкала выправляется вручную путем перевода стрелки.
- Самопроизвольная остановка работы вместе со срабатыванием автоматики, направленной на перекрытие подачи газа. Здесь причина кроется не в котле, а в самой системе, которую завоздушило при наборе воды. При движении воздух выталкивается в расширитель, а общий уровень воды понижается. Необходимо добавить воды.
Отслеживать подобные явления очень важно, и если в течении нескольких дней это не прекращается, то необходима регулировка и проверка всей системы автоматики.
Автоматика и датчики. Устранение неисправностей
Изучая техническую документацию котельного оборудования, пользователи пропускают мимо информацию о существующих в системе автоматики датчиках, которые делают работу котла не только автоматизированной, но и безопасной.
Давайте вместе разберемся с каждым — это поможет понять принцип работы и требования к обслуживанию, эксплуатации и профилактике неисправностей.
Рассмотрим только то, что реально можно отремонтировать или поменять своими руками.
Датчик температуры отходящих газов
Выполняется в виде капсулы с керосином, которая находится непосредственно над камерой сгорания топлива. Подсоединен к основной системе автоматики латунной трубкой, в которую заложен провод. Визуально этот датчик легко отличим от остальных, потому что имеет форму классического ртутного градусника. Отвечает за стабилизацию температуры отходящих газов и продуктов горения, тем самым регулирует подачу газа в топку.
Настройка датчика такова, что при несоответствии температуры отходящих газов с надлежащей температурой при сгорании определенного количества газа, автоматика отключит котел. Поясним. Существуют табличные значения температуры и выделения тепла при сгорании одного кубического сантиметра газа. Если датчик уловит, что при сгорании этого же объема температура уменьшается, он потребует увеличения подачи газа. Но при достижении температуры из таблицы, автоматика анализирует расход газа и, если он превышает табличный объем на 20%, то автоматика прерывает подачу газа полностью, фиксируя утечку энергоносителя.
Датчик подлежит ремонту. Срезается старый, заменяется керосин (только авиационный!) и термодатчик можно припаять обратно.
Датчик температуры теплоносителя
Он расположен на выходе трубы подачи из зоны нагрева, то есть его функция — показать выходную температуру теплоносителя. По показаниям этого датчика настраивается общая температура на батареях. Основываясь на данных тепловизора, просматривается общая картина теплопотерь относительно температуры на датчике теплоносителя.
Ремонту датчик не подлежит. Основная поломка — окисление контакта и разрушение внутренних соединений. Замену можно производить на совпадающий по маркировке датчик: снять переднюю крышку, затем снять кожух теплообменника, поменять датчик и собрать в обратном порядке. В зимний период лучше котел не останавливать и датчик не менять — неудобство, связанное с нерабочей шкалой термометра, можно пережить до тепла.
Датчик тяги
Самое больное место у всех котлов без исключения. Находится, как правило, в свободном доступе с задней или верхней стороны. Представляет собой шайбу размером с рублевую монету и толщиной 5–8 мм. Отвечает за определение наличия необходимой тяги и, при ее недостаточночти или отсутствии, прекращает работу котла. При неисправном датчике невозможен и пуск котла.
Датчик ремонту не подлежит. Замена производится на соответствующий по маркировке: достать датчик с проводами, отсоединить провода или обрезать, если они спаяны. В местах крепления соединить провода с новым датчиком и, не убирая его, произвести пробный пуск.
Это единственное звено автоматики, которое можно исключить, но только при условии, что тяга и вентиляция работают на отлично. При закупорке дымохода в отсутствие датчика, возможно задымление прилегающего пространства и перегрев изоляции на отдельных частях автоматики котла. Использование котла без датчика тяги разрешается только в крайних случаях (провода соединены напрямую), когда замена невозможна в виду обстоятельств непреодолимой силы.
Итак, это наиболее важные и характерные черты современной автоматики в газовых котлах. Конечно, есть еще почти десяток всевозможных датчиков, наличие которых зависит от модели, производителя и мощности котла. Эти маленькие помощники если и подлежат замене, то только в специализированных центрах. Во избежание потери гарантии, не пытайтесь разбирать котел и менять детали.