Зачем устанавливать несколько кондиционеров в разных комнатах, если с этой задачей отлично справляются системы мульти-сплит с гораздо меньшим энергопотреблением? Эта статья расскажет о кондиционерах с объединенным внешним блоком и их установке своими руками.
Ввиду более высокой сложности кондиционеры с объединенным внешним блоком очень требовательны к соблюдению правил монтажа и подключения. Для самостоятельной установки потребуется специальный инструмент: мощный перфоратор с буром 45–60 мм, а также вальцовщик медных трубок, вакуумный насос и баллон с устройством заправки, оборудование можно взять в аренду. В любом случае, даже если установка ведется подрядчиком, лучше контролировать работы на всех этапах, от этого зависит долговечность и производительность системы.
Установка испарителей (сплитов)
Внутренние блоки устанавливают на специальный кронштейн, который крепится к стене строго горизонтально несколькими дюбелями быстрого монтажа. Сначала выбирают место монтажа испарителя, лучший вариант — на наружной стене или смежной с ней. Затем согласно карте монтажа наносят разметку кронштейна и крепежных отверстий.
Если шину планируется выводить с правой стороны блока, расстояние до стены не должно быть меньше 50 см. Поскольку соединения трубок будут располагаться вне корпуса, а замуровывать их нельзя, этот участок шины укладывают в пластиковый короб. С левой стороны блока трубки можно выводить и замуровывать сразу же, поэтому часто поступают именно так, сворачивая шину петлей под сплитом.
По нанесенной разметке проделывают отверстия, в них вставляют пробки дюбелей и крепят кронштейн, внутренний блок просто навешивается на выступающие рожки. Для удобства монтажа блок испарителя примеряют вместе с соединенной шиной. По ней размечают штробу и окончательно крепят сплит только после закладки шины в проделанную выемку.
Прокладка соединительной шины
Прокладка шины коммуникаций между внешним блоком и сплитами это самый трудоемкий этап установки. Ввиду того, что каждый испаритель соединяется с внешним блоком отдельной системой каналов, а межблочное расстояние может достигать и 30 метров, потребуется довольно большой объем работ. В состав шины входит межблочный провод и две-три медные трубки, облаченные в изолирующие чехлы. Самый распространенный материал теплоизоляции — вспененный полиэтилен, однако каучуковые чехлы более эффективны и дольше служат.
Трубки нужной длины с одной стороны подчищаются риммером и вальцуются, затем их соединяют с отводами внутреннего блока. Межблочный кабель разделывают, зачищают жилы на 10–12 мм и обжимают втулочными наконечниками, затем подключают к клеммам внутреннего блока. Другие концы трубок нужно заглушить изолентой.
Трубки складывают вместе с межблочным кабелем и обматывают виниловой лентой с перехлестом в половину витка. После замера толщины получившейся шины добавьте 50% и вы получите ширину и глубину штробы для закладки в стену или размеры пластикового короба.
Разметка шины ведется от нижнего угла внутреннего блока. Проходные отверстия через стены также проделывают с наклоном, их диаметр должен быть на 5–10 миллиметров больше толщины шины. Межкомнатные отверстия рекомендуется сверлить либо в углах, либо непосредственно в месте размещения испарителя. Перед закладкой шины в штробу ее проводят через все отверстия на улицу, затем аккуратно подгибают на поворотах и закладывают внутрь.
Радиус поворотов не должен превышать шести диаметров самой крупной медной трубки. Шину нужно закрепить внутри штробы с помощью виниловых хомутов с отверстиями под дюбель. Чтобы облегчить заделку штроб, не рекомендуется укладывать две шины совместно.
Варианты отвода дренажа
Если планируется отвод дренажа на улицу, штроба должна иметь уклон от блока 1 см на каждый погонный метр. Если дренаж проложен отдельно, направление штробы может быть произвольным.
Большинство установщиков выводят дренажный сток прямо под наружный блок, но это не совсем верное решение. Большинство фасадов выходят на оживленную часть улицы, и капать водой на прохожих — не самая лучшая идея.
При выводе дренажа на улицу следует проложить сливную трубку до водостока или ливневого отвода, если блок установлен на террасе. Но в большинстве случаев активно практикуется сброс конденсата в систему канализации. В этом случае обязательна установка гидрозатвора, исключающего проникновение неприятных запахов в испаритель.
Дренажный отвод прокладывают гладкой металлопластиковой или полиэтиленовой трубкой с как можно меньшим количеством соединений. Нужно соблюдать допустимые радиусы изгиба, чтобы трубка не заламывалась.
Установка внешнего блока
Внешний блок системы мульти-сплит тяжелее обычных, поэтому для его установки нужны усиленные кронштейны. В случаях, когда есть ограничения монтажа на фасаде, внешний блок устанавливают на техническом балконе, террасе или крыше.
Блок крепят четырьмя болтами к кронштейну или станине, подкладывая под лапки резиновые амортизаторы. Внешний блок должен быть установлен таким образом, чтобы запас длины медных трубок был не менее 15–20 см.
После того как внешний блок закреплен, к нему подключают межблочные провода и кабель питания. Кондиционеры мульти-сплит отличаются высокой мощностью, поэтому внешний блок нужно обязательно подключать цельным трехжильным кабелем от квартирного щитка через отдельный автоматический выключатель.
Подключение и заправка
Существуют системы мульти-сплит со свободным и фиксированным числом внутренних блоков. В первом случае подключение каждого испарителя ведется к отдельному коллектору с группой патрубков. Фиксированные системы могут иметь объединенный коллектор, отводы которого нельзя оставлять без подключения.
Концы трубок подчищают и развальцовывают, соединяют с внешним блоком согласно схеме подключения. К техническим патрубкам коллектора подключают вакуумный насос, откачивают воздух из шин и испарителя, оставляют их в разреженном состоянии для проверки герметичности. Если в течение 15–20 минут давление не поднялось, систему просушивают азотом и откачивают его. Четырехходовые краны поворачивают в положение «все закрыто» и возвращают заглушки на место. Затем открывают краны, выпуская хладагент из внешнего блока в систему. Если соблюдена рекомендуемая длина шины, количества фреона во внешнем блоке достаточно и спустя 10 минут выдержки кондиционер можно запускать в режим минимального охлаждения. В ином случае, а также при пустом наружном блоке, необходима дозаправка. Кондиционер заправляют из баллона с дозирующим устройством через технические патрубки. За этим лучше обратиться к специальным организациям.
Обслуживание и уход
Мульти-сплит-системы обслуживают так же, как и обычные кондиционеры: чистка внутреннего фильтра и крыльчатки испарителя два раз в год, по возможности очистка внешнего блока от пыли, пуха и крупного мусора.
Однако ввиду большего количества соединений мульти-сплит быстрее теряет хладагент, поэтому рекомендуется пристальнее следить за работоспособностью системы и вовремя проводить дозаправку.